Публичный доклад директора
МБОУ гимназии №1г. Хабаровска 2011 - 2012учебный год
Образовательно-воспитательный процесс в гимназии осуществляется на основе Программы развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия №1 на 2011 - 2015 гг.
Ключевой идеей Программы развития гимназии в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Постановления Правительства Хабаровского края «Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы» является развитие высокотехнологичной образовательной среды гимназии, обеспечивающей выявление и развитие талантов каждого учащегося. Педагогический коллектив гимназии убежден в том, чтовсе дети от природы талантливы и задача гимназии состоит не в отборе детей, отличающихся своими способностями (одаренностью), а в создании условий, позволяющих каждому ребенку выявлять и развивать свои способности.
Основные педагогические идеи, реализуемые в Программе развития гимназии №1:
Успешность работы гимназии с ребенком определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей) в высоких, личностно значимых результатах.
Индивидуальное достижение ребенка, успех которого эмоционально разделяем с окружающими людьми, является основной идеей педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, ориентированном выявление поддержку и развитие талантливых детей.
В условиях гимназии достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно только в том случае, если решена задача оптимального сочетания:
· основного и дополнительного образования;
· разнообразных форм учебной деятельности;
· требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся;
· эмоционально-психологической комфортности и интенсивности учебной деятельности школьников;
· использовании на уроке и во внеурочной деятельности новых информационно-коммуникативных технологий, электронных учебно-методических комплексов, возможностей дистанционного обучения.
Построение образовательной среды гимназии, ориентированной на успех каждого учащегося, предусматривает преемственность и согласованность всех, реализуемых в учреждении образовательных программ и индивидуальных маршрутов обучения, действий педагогов и родителей, развитие ребенка и учебного коллектива в целом.
Реализация направлений данной концепции опирается на позитивный опыт работы гимназии с различными категориями учащихся. Общеобразовательное бюджетное муниципальное учреждение гимназия №1 представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы основного (с пропедевтикой профильного образования и обучения на углубленном уровне) и среднего (полного) общего образования с обучением на профильном уровне в старшей школе. Задачей гимназии является предоставление здоровьесберегающей среды и информационно-коммуникационных условий для обучения учащихся, ориентированных на высокий уровень образования в области предметов гуманитарного, ественно-научного и физико-математического направления. Основным условием успешной реализации образовательной программы выступает сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
В 2008 году гимназия стала победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», внедряющих инновационные образовательные программы Одаренные дети», «Культуротворческая модель воспитания», «Выбор».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей от 10до 18 лет, что дает возможности, с учетом преемственности с начальной школой, для постоянного наблюдения за ребенком, изучения склонностей и индивидуальных особенностей каждого и организация образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации.
В школе реализуются образовательные программы
основного и общего образования на базовом, профильном и углубленном уровне.
Образовательная программа адресована детям, достигшим любого уровня школьной зрелости, имеющим I-IIIгруппы здоровья. Для всех детей, имеющих IIIгруппу здоровья предусмотрено медико-психологическое сопровождение.
Образовательное учреждение имеет одно здание, единую большую благоустроенную территорию и является школой, образовательный процесс в которой организован в одну смену. Режим работы гимназиипостроен с учетом современных валеологических требований: сбалансированное питание, работа медицинского кабинета, обязательное посещение бассейна для специализированных классов. Гимназия работает в режиме одной смены. Продолжительность учебной недели– 6 дней.
Анализ внутренних факторов развития гимназии
Факторы развития образовательного гимназии
|
Сильная сторона фактора
|
Слабая сторона фактора
|
I. Образовательные программы, реализуемые в учреждении с
|
Согласованная преемственность образовательных программ начального основного и общего образования. Углубленное изучение английского языка с 5 класса. Изучение физики, русского языка, химии, биологии, обществознания, географии, литературы на профильном уровне. Введение новых предметов: права, экономики, естествознания. Развитая система вариативного образования, дополнительного образования.
|
Сложности согласования образовательных программ в условиях перехода на ФГОС в условиях раздельных ступеней обучения (начального, которое осуществляется в начальном образовательном учреждении «Первые шаги» и основного полного на базе гимназии)
Структурирование образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности
|
II. Результативность работы образовательного учреждения
|
Стабильные результаты ЕГЭ выше средних по городу. Высокая результативность работы образовательного учреждения по английскому языку (4 место в городском рейтинге результатов ЕГЭ), русскому языку, истории, обществознании, химии, биологии. Индивидуальный уровень достижений полностью соответствующий возможностям ребенка.
|
Недостаточный уровень мотивации учащихся к участию в олимпиадном, конкурсном движении и соревнованиях со стороны педагогов и родителей. Стремление родителей оградить детей от стрессовых ситуаций конкурса. Осторожное отношение родителей к расширению объема самостоятельной работы ребенка для достижения индивидуальных результатов. Гимназия ориентирована на личностно ориентированный процесс обучения в большей степени, чем на результативность.
|
III. Инновационный потенциал
|
Позитивный опыт работы гимназии в статусе краевой и городской экспериментальной площадки по темам: «Культуротворческая модель воспитания» и «ИУП старшеклассника как организационно-педагогическое условие профильного обучения». Подготовленный педагогический коллектив к исследовательской деятельности. Проведение открытых мероприятий на город и край.
|
Дополнительная нагрузка на педагогический коллектив. Результативность инновационной деятельности не всегда ориентирована на развитие школы.
Настороженное отношение родителей к проявлениям инновационной активности гимназии. Стремление к стабильности образовательного процесса.
|
IV. Кадровое обеспечение и контингент учащихся
|
Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Отсутствие вакансий. Высокая доля учителей высшей и первой категорий.
Контингент учащихся без отбора и отсева формируется с 5 класса, создана предсказуемая система взаимоотношений педагогов и учащихся. Каждый ученик представлен в этих отношениях своей семьей, поэтому в гимназии тесные связи педагога с родителями.
|
Несовпадение ряда сильных сторон профессионального мастерства учителя школы с положением по аттестации, что может привести к формальному падению уровня квалификации.
Защищенность учащихся в образовательной среде приводит к снижению конкуренции в ученических коллективах, стремления учащихся к лидерству и индивидуальным достижениям в учебной деятельности.
|
V. Финансовая самостоятельность. Внебюджетная деятельность.
|
Гимназия работает в рамках финансовой самостоятельности. Отработан блок платных образовательных услуг.
|
Развитие вариативности образовательных услуг школы сдерживается финансовыми возможностями ИУП. Переход на договорные условия по дополнительным образовательным услугам с родителями сдерживается их пассивностью.
|
VI. Материально-техническая база учреждения и условия образовательного процесса
|
Созданы все условия для образовательной деятельности в соответствии с требованиями САНПИНа (классные помещения, медицинское сопровождение, питание, территория и т.д.). Полнота, достаточность и эстетика материально-технической базы оценивается удовлетворенностью родителей учащихся и педагогов.
|
Материально-техническая база построена с точки зрения комфортности и безопасности образовательной среды, что обнаруживает недостаточное обеспечение профориентационной и конкурсной направленности. Это означает ориентацию условий на организацию жизнедеятельности и только затем на достижение результатов выходящих за пределы образовательной деятельности.
|
VII. Сетевое взаимодействие с учреждениями системы образования, службами района и социальными партнерами
|
Положительный опыт договорных отношений с 7 социальными партнерам: учреждениями культуры и спорта. Реализация совместных программ дополнительного образования.
|
Расширение сетевого взаимодействия в информационной сети с расширением возможностей учащихся в получении высоких результатов в дистанционном режиме обучения.
|
VIII. Участие гимназии в профессиональных конкурсах, международных, федеральных и региональных программах
|
Гимназия обладает опытом участия и побед в конкурсах всероссийского масштаба: победитель всероссийского конкурса «Лучшие школы России», победитель краевого и городского конкурсов «Школа года», победой учителей в краевых конкурсах «Учитель года» (3 учителя), НППО (6 учителей)
|
Профессионализм педагогического коллектива ориентирован на удовлетворение потребностей родителей, поэтому не всегда совпадает по параметрам конкурсов профессионального мастерства.
|
IX. Сформированность информационного пространства гимназии
|
Высокий уровень развития информационной среды гимназии. 100% подключенность всех учебных кабинетов к Интернету
|
Преимущественное использование информационных технологий как дополнения личностного общения учителя и ребенка, гимназии и родителей, сдерживается пассивностью участников образовательного пространства гимназии
|
Анализ внешних факторов развития гимназии
Внешние факторы, оказывающие влияние на развитие гимназии
|
Благоприятные возможности для развития гимназии
|
Опасности для развития гимназии
|
I. Направления образовательной политики в сфере образования на федеральном и городском уровнях
|
Ориентация на инновационную стратегию развития «Новой школы».
Ориентация федеральной политики на повышение качества образования в конкурентной образовательной среде.
|
Гимназия ориентирована на личностно ориентированный процесс обучения в большей степени, чем на результативность.
Усиление контроля со стороны городского управления образованием может привести к снижению инициативности гимназии.
Опасность перехода рыночных отношений из средства в цель.
|
II. Социально - экономические требования к качеству образования и демографические тенденции
|
Развитие инновационной экономики России предъявляет запрос на новое качество образования, ориентированного на профессиональное развитие талантливой личности.
Система высшего образования в Хабаровском крае и стране ориентирована на высокий уровень образования абитуриентов.
|
Выполнение задания инновационной экономики не всегда сопровождается ресурсной поддержкой школы в формате частно-государственного партнерства.
ВУЗЫ неохотно идут на взаимодействие в области образовательных услуг.
|
III. Специфика и уровень образовательных запросов учащихся и родителей
|
Ориентация учащихся и родителей на образование как «социальный лифт» и поэтому стремление к массовому высшему образованию.
|
Прагматизм образовательных запросов родителей и учащихся, который ограничивает результаты образования
|
IV. Международные тенденции развития образования
|
Ориентация на компетентностный подход и готовность 15 летнего подростка к правильному жизненному выбору.
|
Неготовность российских подростков к выбору своей жизненной стратегии в образовании на стадии перехода в старшую школу.
|
Целевые индикаторы результативности реализации задач
Показатели результативности реализации Программы и динамика изменения качества образования приведены ниже:
Показатель качества работы гимназии №1
|
Единица измерения показателя
|
Показатели
|
|
|
1. Результативность образования талантливого ребенка
|
- Результаты ЕГЭ (средний балл)
- Удельный вес учащихся, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, от числа выпускников, участвующих в ЕГЭ
- Доля учащихся сдающих ЕГЭ по трем и более предметам
- Доля учащихся, сдающих ЕГЭ по английскому языку
|
100%
100%
28%
|
|
Доля учащихся, участвующих /победивших в предметных олимпиадах
-Школьных
-Городских
-Краевых
|
98% / 36%
49% / 2%
2% / 0,7%
|
|
- Доля учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях и конкурсах
|
75%
|
|
- Число пропущенных по болезни дней в общем числе дней обучения на одного учащегося
|
12
|
|
Процент охвата учащихся профилированными программами и предпрофильной подготовкой.
|
100% / 100%
|
|
Количество правонарушений учащихся
|
0
|
|
Доля предметов, изучаемых на профильном и углубленном уровнях
|
70%
|
|
2. Качество образовательной среды, обеспечивающей индивидуальное развитие талантливого ребенка.
|
Вариативность программ дополнительного образования (количество/направленность)
|
Музыкальное образование
МХК
Обработка камня
Спортивные кружки и секции
Плавание
Элективные курсы
Спецкурсы
|
|
Количество учащихся, обучающихся по ИУП
|
16%
|
|
Доля классов, оснащенных «комплектами рабочего места учителя» (ноутбук, ПК и медиапроектор),
ПК учителя
Процент уроков, проведенных с применением ИКТ (кроме информатики).
Доля учителей, владеющих ИКТ-компетентностью
Количество учащихся на 1 компьютер
|
59%
54%
80%
10
|
|
Обеспеченность школьной библиотеки учебной литературой, обеспечивающей Госстандарт, в % от общей потребности
|
100%
|
|
В 2011-2012 учебном году 16 (больше, чем в любом другом учреждении города) гимназистов закончили год с золотыми и серебряными медалями, что составило 18 % от общего количества выпускников:
Золото: Кузнецов Игорь, Сидельникова Анастасия, Колечкин Алексей, Логинов Александр
Серебро: Краснослободцев Николай, Агапова Дарья, Голованова Виктория, Деткова Наталья, Мартыненко Юлия, Мигунова Мария, Мокрякова Анастасия, Петрова Екатерина, Симановская Татьяна, Солдунова Елизавета, Станкевич Татьяна, Чернолевская Евгения.
Показатели сдачи государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ:
Ряд учащихся показали высокие индивидуальные результаты ЕГЭ:
Макшанцева Анна 95 баллов, Петрова Валентина 92 балла , Деткова Наталья 92 балла, Лютых Олеся 92 балла (русский язык), Краснослободцев Николай 58 баллов, Кузнецов Игорь 54 балла, Логинов Александр 52 балла (физика), Ракышева Айжан 90 баллов, Петрухин Александр 88 баллов, Петрова Екатерина 83 балла, Васильева Юлия 80 баллов (обществознание), Сидельникова Анастасия 91 балл, Ракышева Айжан 77 баллов, Суховерхов Илья 71 балл, Петрухин Александр 70 баллов (история), Теллы Вера 66 баллов, Хачапуридзе Александра 62 балла (биология), Шумилов Никита 94 балла, Кузнецов Игорь 93 балла, Ракывшева Айжан, Стрельник Тимофей, Солдунова Елизавета - по 77 баллов (английский язык)
1. Традиционно высокие показатели гимназистов в олимпиадах (2 победителя и 9 призёров муниципального этапа , 2 победителя и три призера краевого этапа Всероссийских олимпиад, 4 участника Всероссийского этапа), победители и призеры городской научно-практической конференции Писаный В. «Создание интерактивных тестов на Delphi» (информатика)
Финансовая деятельность учреждения http://www.gimnazia1khv.ru/dop-informatsiya/otchety/158-finansovaya-deyatelnost-201-2012
|