Анализ воспитательной работы
Класс (8 «Г»), классным руководителем которого я являюсь четвертый год, так как работаю с ребятами с пятого класса, отличается высоким качеством знаний (70%), высоким уровнем мотивации на познание.
Большинство учащихся с высоким и средним уровнем интеллектуальных способностей. В классе много не только детей с академической одаренностью, но и специальной одаренностью (музыкальной, языковой, спортивной и т.п.). Ребята отличаются наличием творческих способностей, стремлением к самореализации.
В связи с этим возникла проблема не только реализации каждого ребенка в коллективе, проявление его индивидуальности, самобытности, неповторимости, но и развитие способностей устанавливать продуктивные взаимоотношения, воспитания культуры общения, нравственной культуры.
В ходе своей деятельности я пришла к выводу, что необходимы такие формы деятельности, такие технологии, методы и приемы воспитания, которые помогали бы ребенку слышать и слушать каждого, воспитывать интерес к другому, развивали у ребенка потребность и способность ценить опыт «другого».
Для меня как классного руководителя, было важно так организовать взаимодействие в коллективе, чтобы каждый ребенок смог чувствовать себя комфортно, чтобы он ощущал поддержку и со стороны взрослого, и со стороны учащихся.
На первом этапе реализации данной системы было необходимо выявить уровень личностных и индивидуальных качеств, способствующих взаимо-действию и сотрудничеству в коллективе.
Мы взяли за основу методику психогеометрических подходов к определению типологии личности Сьюзен Деллингер.
1. На доске рисуем ряд фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг.
2. Предлагаем школьникам построить свой ряд, состоящий из данных геометрических фигур. На первое место необходимо поставить ту, которая больше всего нравится. На последнее – менее предпочитаемую. Остальные надо расположить между ними в порядке убывания предпочтения.
3. По фигуре, которая оказалась на первом месте (у каждого ученика – своя), можно определить доминирующие особенности конкретной личности.
Большинство ребят класса (8 человек из 25) выбрали треугольник и зигзаг (8 человек). Диагностика показала, что у учащихся позитивное отношение к деятельности: установка на победу, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, высокая работоспособность, креативность и т.д. Это немаловажный факт при организации работы в классе.
Вместе с тем, данная диагностика выявляла и проблему: одаренным детям, учащимся с высоким уровнем мотивации и креативности, трудно общаться друг с другом, признавать «другого» как самоценность.
На следующем этапе для расширения "внутреннего кругозора", развития самокритики, источника идей для самосовершенствования, ребятам был предложен тест «Умение рационально использовать свое время».
Результаты показали: 8% учеников нерационально используют свое время, 70 % учащихся пытаются овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны. У 22% ребят – достаточно высокий уровень управленческой деятельности, направленный на самого себя, элементами которой являются самовоспитание, саморазвитие, самореализация. (Приложение 1)
Учитывая то, что процесс развития личности динамичен и происходит постепенно, я посоветовала ребятам заключить контракт с самим собой, в котором изложены личные обязательства по самоусовершенствованию (В.А.Рахматшаева). И это был первый шаг по реализации программы воспитательной деятельности.
Второй шаг – это помощь по преодолению трудностей при создании имиджа. Анализируя вместе с учащимися такое явление, как имидж, сосредотачиваю внимание на понятии «индивидуальности».
И здесь использую разные виды и формы деятельности:
üБеседа «Умение рационально подбирать гардероб».
üОбмен мнениями (дискуссия): «Что значит быть модным и современным?».
üАнкетирование, недописанные предложения: 1. Если я не могу купить дорогую косметику… 2. Чтобы обойтись без дорогой косметики и дорогих вещей, надо…
üАнализ ситуаций общения.
В итоге выявляется, насколько важно для подростка отношение к самому себе как индивидуальности, стремление к созданию своего имиджа, который поможет проявить ребенку свою индивидуальность, а значит, более успешно реализовать себя.
В соответствии с поставленной целью воспитательной работы среди учащихся была проведена также анкета «Определение уровня воспитанности» (Н.П.Капустин, М.И.Шилова и др.). Использовались следующие параметры:
1. Долг и ответственность
2. Бережливость.
3. Дисциплинированность.
4. Ответственное отношение к учебе.
5. Отношение к общественному труду.
6. Коллективизм, чувство товарищества.
7. Доброта и отзывчивость.
8. Честность и справедливость.
9. Простота и скромность.
10. Культурный уровень.
Диагностика показала: 70% учащихся имеют средний уровень, 15% - ниже среднего и 15% достаточно высокий. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что для одаренных учащихся, мотивированных на учебную деятельность, с высоким уровнем интеллектуальных способностей актуальной становится задача нравственного воспитания. Связано это, безусловно, и с подростковым возрастом, когда пересматриваются ребенком ценности. (Приложение 2)
Опыт показал, что воспитательная деятельность, направленная на проявление и развитие индивидуальности ребенка, обогащение его субъектного, личностного опыта, влияет и на развитие коллектива.
Это же выявила диагностика «Оценка отношений подростка с классом»:
- 4% учащихся – индивидуалисты;
- 4% - прагматики;
- 92% - коллективисты. Это ребята, которые воспринимают группу как самостоятельную ценность. На первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена класса, так и класса в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. (Приложение 3)
Проведенная диагностика «Определение психологического климата в классе» (Л.Н.Лутошкин) показала, что неуверенно себя чувствуют в коллективе 17% учеников, 83% ребят – комфортно.
Приведенные выше данные диагностики дали возможность определить перспективы воспитательной работы на начальном этапе (5 - 6 класс).
Для реализации поставленной цели и задач в контексте заявленной концепции была разработана модель воспитательной системы, в центре которой два «ключевых» центра – «одаренность» как проявление индивидуальности и «нравственные ценности» как фактор сохранения и развития одаренности, творческих и интеллектуальных способностей личности. ( Приложение 4«Модель воспитательной системы»).
Свою воспитательную систему я назвала «Принцип домино». Разрабатывая данную систему я опиралась на то, что развивая у ребенка одно качество или умение мы готовим фундамент для приобретения и развития другого, или же, наоборот, исходя из уже имеющихся качеств мы воспитываем и развиваем другое качество. Только соединяя одно с другим вместе, правильно их сочетая мы развиваем личностные и индивидуальные качества ребенка, помогаем ему приобретать новые.
Как игра домино имеет два варианта: классический, где мы мыслим логически, вырабатываем стратегию, чтобы победить. Другой вариант – это творческий подход к элементам и частям игры, где из «доминошек», поставленных на ребро, составляется картина, узор, который затем в одно мгновение появляется перед нами.
Так и в своей системе я использую два варианта развития. С их помощью я могу выявить, развить и сохранить все качества ребенка. При это, конечно, одно качество будет доминировать, но не подавлять все остальные. Так, например, мои спортсмены охотно участвуют в постановках сказок и пьес. Ребята, увлекающиеся техникой и компьютерами, проявляют себя в фотографии, выбирая сюжет, снимая, а потом и придумывая название. Девочки участвуют в военно-спортивной игре «Патриот» и разбирают автомат не хуже мальчишек.
Так, работая в своей воспитательной системе, подбирая и верно соединяя, я создаю условия для воспитания гармонично развитой личности.Эту модель воспитательной системы я использую и в восьмом классе. Ориентируясь на специфику и особенности возраста своих детей.
Анализ воспитательной работы – это возможность увидеть существующие проблемы и определить пути их решения.
Проблемы:
1. Недостаточно высок уровень ответственности учащихся за себя и «другого».
2. Наблюдается деформация ценностной сферы личности детей, невысокий уровень нравственной культуры.
3. Не все учащиеся класса смогли раскрыть свои способности, возможно, свою потенциальную одаренность.
Названные проблемы позволяют определить пути их решения:
1. Совершенствование системы самоуправления с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности.
2. Разработка программы духовно-нравственного воспитания, позволяющая вводить подростка в «мир ценностей».
3. Расширение возможностей «развивающей среды» как фактора сохранения детской индивидуальности, одаренности, личностного развития.