МБОУ "Гимназия №1" - Развитие навыков решения практических задач социально-экономической направленности средствами кейс-метода в курсе географии старшей профильной школы

Гимназия №1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Развитие навыков решения практических задач социально-экономической направленности средствами кейс-метода в курсе географии старшей профильной школы

Щекота Л.В.,

учитель географии

В процессе работы учителем географии, мною были освоены такие формы организации урока  как: урок-дискуссия, урок- деловая игра, урок- диалог и др.. Проведение таких уроков стало для меня нормой и в процессе их проведения накопился большой объем дополнительного  материала. Однако, это были отдельные уроки, каждый со свое технологией. Хотелось найти сквозную технологию, которая позволила бы сформировать систему  по обучению учащихся развитию навыков решения практических задач. Кроме того,  география относится к тем «живым» наукам, в которых все события и данные быстро меняются. Возникла проблема подбора  материала, который актуален «здесь и сейчас». Разрешить эту проблему помогло оснащение гимназии современным оборудованием (в классе развивающего обучения на каждом столе компьютер), а также подключение к Интернету. Но это, в свою очередь,  поставило передо мной, как перед педагогом,  задачу следующего характера - обучение учащихся поиску и осмыслению информации и использование ее для решения практических задач. В этот период прочитала статью о кейс-методе, которая нацелила на поиск информации, которая позволила выделить суть метода и осмыслить его применение в своей педагогической практике как основного в контексте темы моего исследования.

Метод casestudyили «метод ситуационного обучения» (на примере разбора конкретной ситуации) в общеобразовательных школах пока используется редко, несмотря на то, что «кейс-метод лучше других методов учит разрешать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации» (Р. Мерри, Гарвард).

Сasestudy- это многоэтапный процесс знакомства с реальной  (или смоделированной) сложной проблемой,  ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией (классом, учебной группой, общественной организацией).

Организация обучения географии в старшей школе на профильном уровне создает условия для широкого  применения данного метода потому что география, во-первых, относится к тем наукам, которые создают поле для размышления и плюрализма мнений. Во-вторых, для этого курса еще не написаны учебники, что, с одной стороны, создает трудности учителю и ученикам, с другой - расширяет поле самостоятельности как учителя так ученика.  Сам курс географии на профильном уровне сложный, в большей степени теоритезированный курс. Несмотря на данные трудности, на мой взгляд, роль географии в школьном курсе неоценима. Предмет география  является интегрированным курсом, который объединяет на основе обобщения, другие учебные предметы, тем самым формируя у учащихся целостную картину мира, а также способствующим овладению учащимися  умений решать комплексные задачи, требующих учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов, а также  развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач.

Это потребовало переосмысления роли географии как предмета, его основной цели.

         Взяв за основу модель А.Г. Кузнецовой, определил роль географии как предмета в формировании целостной картины мира.

Считаю, что выход на философское осмысление предмета требует определенных технологий, в основе которых - обучение учащихся решению проблем. Мне представляется, что одной из таких технологий является  кейс-метод, т.к. он способствует развитию дивергентного  мышления.

Так как,  основу кейса составляет проблемная информация, необходимо рассмотреть приемы работы с текстом, используемые мной на уроках географии.

Если текст содержит новую для учащихся информацию, то необходимо провести работу над понятиями. В этом может помочь прием «Мышление под прямым углом»

Данный прием может быть эффективно использован для работы с разными фактами. С помощью него можно отработать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на дискуссии.

1.                Приемы, обучающие избирательному чтению с выявлением сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие и определить, что поддерживают эти идеи или что является их характеристиками             

2.     Прием «КЛАСТЕР» (Гудлат) и прием «ИНСЕРТ» (Дж. Стил, В. Меридит,Ч.Темпл). Мною были апробированы два этих приема в сочетании: «кластер» как «вызов», обозначение проблем, а «инсерт»   для критической продуктивный работы с текстом.

1.      этап: противоречие  - - -     проблемы

2.      этап: предлагается текст из кейса

3.      прием инсерт

 

  

Не умаляя значимости других методов, считаю одной из основных задач кейс-метода-развитие у учащегося  умений мысленного экспериментирования, моделирования и прогнозирования. Под мысленным экспериментом обычно понимается специфическая разновидность эксперимента, которая оперирует не реальными объектами, а некоторыми мысленными конструктами этих объектов. Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Оно позволяет проверять гипотезы о факторах, определяющих ситуацию, о важнейших или второстепенных аспектах проблем, об эффективности предлагаемых решений и т.д. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видению причинно-следственных связей, путей развертывания будущего, скрытой динамики и т.д. Фраза «Представьте себе, что….» совершенно незаменима при использовании мысленного экспериментирования. Именно география и смежные ей науки дают широкую возможность для развития данного умения.

В этой связи, апробированы следующие приемы:

1.     Приемы «Карта событий» и  «Цветок лотоса»

    

2.     Прием «Стена»

Учащимся при работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем и способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации, устанавливать критерии их выбора. В основание  этой стены закладываются самые важные способы решения или названные проблемы, значение каждого последующего слоя менее важно.

Данный прием  позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке и согласовать их позиции.

3.Прием «Софт-анализ».

   Данный прием позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке с целью выявления и обсуждения наиболее важных проблем или способов их решения.

                  Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Учитель и ученик здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.

      Исходя из опыта работы по данной технологии, выработался алгоритм построения урока, в котором позиция учителя – это позиция организатора, цель которого сделать урок насыщенным, мотивированным с выходом на дискуссию; нацеленным на развитие у учащихся способностей к анализу  ситуации, оцениванию альтернатив, планированию и осуществлению деятельности по решению ситуации. При этом этапов обсуждения может быть от двух до пяти в зависимости от целесообразности урока.
В процессе работы по данной технологии совместно со старшеклассниками были выработаны следующие критерии оценивания их деятельности в процессе работы над разрешением проблемы:

При оценке публичной презентации  обращается  внимание на следующее:

• выступление, которое характеризует попытку серьёзного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.);

• круг вопросов, которые требуют углублённого обсуждения;

• владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий;

• демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;

• предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.

• предложение определённого плана действий или плана воплощения решения;

• определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;

• заметное участие в обработке количественных данных, расчётах;

• подведение итогов обсуждения.

Анализ кейса, сделанный учеником при непубличной (письменной) презентации, также подлежит оценке. При этом обращается внимание на:

 • было ли сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

• проведено ли максимально возможное количество расчётов;

• были ли сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые  отличаются от выводов других учеников;

• были ли продемонстрированы адекватные аналитические методы для  обработки информации;

• составленные документы по смыслу и содержанию соответствуют требованиям;

• приведённые в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методами

Приемы анализа

Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке (если ситуация не требует основательной проработки, так и заранее (в виде домашнего задания). Развивая у учащихся дивергентное мышление, использую следующие возможности кейс-метода: развитие аналитических данных.

Среди основных понятий, которыми описывают кейс-метод, Ю.П. Сурмин выделяет «ситуацию», «анализ», а также производное от них –«анализ ситуации».

Ситуацияпредставляет собой некое временное состояние, которое может разрешиться в различных направлениях.

Термин «анализ» в контексте использования кейсов далеко не однозначен. Обычно его рассматривают в двух контекстах (А.Прутченков):

·                   Как мысленное расчленение объекта на элементы в противоположность синтезу

·                   Как научное исследование

Кейс-метод представляет собой разновидность анализа, которая формирует своё особое и неповторимое содержание аналитической деятельности, а также предполагает подключение к себе многообразных видов аналитической деятельности, применимых к осмыслению ситуации. Чем богаче арсенал используемых в кейс-стади аналитических методов, тем значительнее его обучающие возможности. Поэтому высокая методологическая культура преподавателя представляется решающим фактором эффективности метода анализа ситуаций.

Термин «анализ ситуации»(или «аналитическая деятельность») сводится при анализе кейса к решению вполне определенных аналитических задач:

·                   Осуществление проблемного структурирования, которое предполагает выделение комплекса проблем ситуаций, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ);

·                   Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей средой (системный анализ);

·                   Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствия ее развертывания (причинно-следственный анализ);

·                   Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ);

·                   Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксеологический анализ);

·                   Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального  и желательно будущего (прогностический  анализ);

·                   Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ);

·                   Разработка программы деятельности в данной ситуации (программный анализ)

Конечно, конкретный кейс предполагает решение далеко не всего комплекса перечисленных задач, он может ограничиваться постановкой лишь нескольких из них.

Так, например, урок «Проблемы автопрома России» (полная разработка урока и кейс –в приложении).

 

      Целью приведенной схемы урока является демонстрация работы учителя по организации поэтапной отработки механизма анализа проблемы, имеющей практическую значимость. Полностью кейс с  разработкой урока и дополнительными материалами  представлены отдельно.

В процессе применения кейс- метода в обучении сформулировался вывод, что это метод,  при котором ученики и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При этом кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных ситуаций, изучаются и обсуждаются учениками. Проблема, заложенная в содержании  кейсов, является основой для беседы в классе под руководством учителя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования материала в учебном процессе.

        Роль преподавателя:

·        Подбор соответствующего материала

·        Постановка проблемы

·        Организация и направление дискуссии без навязывания своего мнения

·        Контроль времени

·        Стимулирование учащихся  к отказу от поверхностного мышления

Предполагаемые результаты обучения в технологии кейс-метода:

Кейс-метод оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Он развивает такие квалификационные характеристики у учащихся, как

·                   способность к проведению анализа и диагностики проблем,

·                   умение четко формулировать и высказывать свою позицию,

·                   умение общаться, дискутировать,

·                   воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.

В некотором смысле этот метод оказывает содействие формированию у учащихся личностных свойств. Он формирует:

чувство уверенности учащихся в себе,

·                   способствует преодолению у них излишней боязливости или избыточной самоуверенности,

·                   способствует развитию у учащихся конструктивного и критического мышления,

·                   формирует у них практические навыки (принятие решений, наблюдение, анализа ситуаций) и развивает способности (лидерские, коммуникационные), которые потребуются им в дальнейшей карьере.

·                   способствует наращиванию и активизации человеческого, интеллектуального и социального капиталов,

·                   способствует формированию у учащихся системы общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.