МБОУ "Гимназия №1" - Духовно-нравственное воспитание на уроках общественных дисциплин

Гимназия №1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Духовно-нравственное воспитание на уроках общественных дисциплин

Аборнева Е.И..,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 9а класса

В течение последних 15-20 лет система исторических и социальных наук в России вступила в новую фазу своего развития. Это обусловлено сменой самого общественного устройства страны, устранением марксистко-ленинской доктрины в формировании мировоззрения. Следствием этого стало активное использование иных социальных теорий и исторических концепций. В российских общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными.

И мир, и Россия в начале XXIвека вступили в период громадных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимосвязь стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Существенным ускорителем этих процессов стала информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации, что требует ее критического восприятия, выработки собственной позиции. Изменился характер общественного труда. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Жизнь в постоянно меняющихся условиях умения решать постоянно возникающие нестандартные задачи. Жизнь в условиях поликультурного общества выдвигает повышенные требования к коммуникативному взаимодействию, сотрудничеству и толерантности.

Это приводит к тому, что на смену лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни». А появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них реформой образовательных систем. Россия выдвигает к выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова Президента Российской Федерации В.В.Путина: «Свободный человек в свободной стране». А свободный человек – это человек успешный:

·        Личностно (полноценное и разнообразное развитие и становление личности, с учетом индивидуальной склонностей, интересов, мотивов и способностей);

·        Социально (органичное вхождение и участие в жизни общества);

·        Профессионально (развиты универсальные трудовые, практические умения, готовность к выбору профессии);

·        Следует принципам безопасного и здорового образа жизни;

·        Осознает нравственный смысл свободы в неразрывной связи с ответственностью, с развитым правосознанием, он умеет делать осознанный и ответственный личностный выбор;

·        Принимает идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии;

·        Активная жизненная позиция, готов к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие;

·        Сформирована система ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремится обустроить и защищать Родину.

То есть, цель образования – подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан. А еще, формирование человеческого капитала, который включает в себя не только демографию, уровень образования, здоровье и т.д., но безусловно, это представления людей о прошлом и будущем, это ценностная система, моральные нормы, духовность, терпимость и т.д.

Для формирования духовно целостной личности и одновременного воспроизводства культуры народа (через человека, его систему ценностей и жизненных смыслов) уникальные возможности имеет гуманитарное образование. Гуманитарное образование (по мнению А.С. Запесоцкого) – важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы (обоснованы) спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

Задача гуманитарного образования – обеспечить духовную безопасность общества, ибо лишь «культурное самостояние есть залог величия народа и независимости государственного бытия» (И.А.Ильин). «Духовная безопасность – это система условий, позволяющая культуре и обществу сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы» (А.С. Запесоцкий). Основу гуманитарного образования составляют два предмета – литература и история.

А что мы имеем в настоящем? Например, у телевизора дети проводят на 25 % больше времени. В погоне за сенсацией и прибылью газеты и телевидение сеют страхи, формируют катастрофический тип сознания, обессмысливают любые позитивные усилия по строительству собственной судьбы. В окружающей нас и наших детей среде нет культа креатива, творчества, таланта, активности, что необходимо для нормальной модернизации страны.

Социологические исследования показали, что молодые люди (от 17 до 26 лет) личный успех не связывают с образованием, более 50 % опрошенных могут переступить через моральные принципы, чтобы достичь материального благополучия. До 60 % населения не приемлет людей другой национальности и веры. В обществе не ведутся дискуссии о будущем, нет уважения к судебной системе. 89 % уверены, что в стране колоссальная коррупция, но этого никто не испугался.

И этой агрессивной атмосфере противостоит учитель. Конечно, перевернуть современное образование, приобщая его к задачам, которые ставит перед ним индивид-личность, то есть школьник нового поколения, пока невозможно. Да и в самом историческом образовании очень много проблем: сокращение часов на изучение курса истории Отечества, это переход на концентрическую модель преподавания истории, когда за 140 часов прогоняется весь курс мировой и отечественной истории, «натаскивание» на ЕГЭ. Это и отсутствие стандартов, полноценных учебников, по которым история превратилась в набор несвязанных и трудно запоминаемых из-за своего обилия фактов, а социологические схемы заимствованы из источников, не имеющих никакого отношения к национальной традиции.

Так что же делать учителю? Ведь история воспитывает у человека чувство патриотизма и уважения к прошлому, приобщает к деяниям предков и передает потомкам их жизненный опыт. И моя задача на уроке и внеурочное время показать детям образцы служения Отечеству, через примеры тех людей, которыми стоит гордиться.

Например, на уроке «Отечественная война 1812 года» в 8 классе, изучая Бородинское сражение, я обязательно рассказываю об офицерах (им было от 17 до 26 лет, они были поэтами, художниками, разносторонними людьми. Кто-то был влюблен – но в час опасности для Родины они все были солдатами). А в 10 классе ребята ищут примеры в «Войне и мире» Л.Н.Толстого. На этом уроке я рассказываю им о молодой вдове погибшего офицера, которая ради любви и памяти посвятила свою жизнь строительству часовни на Бородинском поле, чтобы не только она, но и потомки помнили о подвигах русских военных. И обязательно напомню, что и сегодня разыскиваются неизвестные могилы павших воинов.

На уроке можно сделать акцент, показать деталь. Например, при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», урок «Тыл в годы войны» можно начать так: на столе обыкновенный бинт – «странная мысль пришла мне в голову, меняется время, оружие, люди, военные планы и стратегии, но одна деталь не меняется – это бинт. Таким бинтом объединены палаты раненых всех войн. Нет никакой разницы между палатами 1941 и 2004 года. Те же стоны, те же страдания, та же надежда»

На уроках можно использовать творческие и проблемные задания. Например, младшие школьники с удовольствием представляют себя и вельможей, и крестьянином, и воином, чтобы описать события с точки зрения реального участника. (Пример домашнего задания: подготовьте обращение Петра 1 (Кутузова, Суворова, Жукова) к воскам перед Полтавской битвой (Бородинским сражением, взятием Измаила, Берлина). И тогда дети сами затронут проблемы справедливости, добра и зла в понимании другой эпохи.

А можно внести интригующее содержание в урок. Например, начать изучение темы «Опричнина» с рассказа о боярине Кошкине: боярина Кошкина должен посетить Малюта Скуратов. Это была страшная весть для семьи. Никогда еще посещение боярского дома Малютой не заканчивались хорошо. Всю ночь муж и жена думали, как угодить Малюте Скуратову. Их маленькому ребенку было всего полгода, и жена предложила: «А давай выйдем встречать Малюту с ребенком на руках. Он, говорят, детей любит. Может и смилостивится?» так и порешили. А утром в ворота их дома уже стучали. Пришел Малюта со своими опричниками. Подошел к родителям, взял ребенка на руки, заглянул в его невинные глаза и даже сказал что-то ласковое. А теперь предположите, казнит или помилует Малюта семью Кошкиных. Дети предполагают, а учитель «чтобы разобраться в природе поступка Малюты Скуратова нам необходимо изучить тему «Опричнина». И по ходу урока, изучая мероприятия опричнины, ученики понимают, что Малюта казнил боярина.(Он был повешен на воротах дома, а жена с ребенком должна была пройти под раскачивающимся по ветру трупом мужа и отца, чтобы умереть в страшной земляной тюрьме времен опричнины). И это потрясает детей, они не верят, что человек, заглянувший в невинные глаза ребенка, способен убить. И понимают, что никакие реформы, благие намерения не оправдывают человеческие жертвы. И осознают ценность сегодняшнего времени, когда в государстве высшей ценностью считается человек.

А можно реконструировать события истории, встать на место военачальника, князя. Например, на уроке в 6 классе «Борьба против экспансии с Запада. Александр Невский – военное искусство и дипломатия» предлагаю учащимся в группах сделать такое задание: перед вами схема Невской битвы и Ледового побоища. Внимательно всмотритесь в расположение войск на схеме и попытайтесь самостоятельно разбить шведов и немцев. А третья группа представляет Александра в Золотой Орде. И дети чувствуют себя великими полководцами, дипломатами, чувствуют ответственность и переживают за судьбы России.

Конечно же, одна история не может решить все наши проблемы. Но знание собственного прошлого вернет людям национальную гордость и уважение к самим себе, без чего не выжить самостоятельному государству в нынешнем «цивилизованном» мире, где идет драка за каждый грамм нефти («мир, где балом правит доллар»).

 

В статье использовались материалы С.В. Переверзенцева, А.С. Запесоцкого, В.В. Шогана.