Программа школьного научного общества «Импульс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Программа школьного научного общества «Импульс»
Хабаровск
2014
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2. Цели , задачи и принципы шкального научного общества.
3. Участники ШНОУ.
4. Устав ШНОУ.
5. Структура и организация работы.
6. Содержание работы ШНОУ
7. Технология организации деятельности научного общества учащихся.
8. Повышение эффективности интеллектуальной деятельности.
9. Ожидаемые результаты.
10. Механизмы внедрения программы.
11. Ресурсное обеспечение.
12. Риски.
Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере- ребенок
Шопенгауэр
1. Введение
Одной из задач современного образования является развитие способности учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, её обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Целесообразность научной работы в гимназии не вызывает сомнения учителей школы. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.
Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности гимназии. В гимназии сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и создание авторских учебных программ, работа элективов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. Этому способствовала организация предпрофильной подготовки для учащихся 8-9 классов и профильного обучения в 10-11 классах и обучения по ИУП. Основы для создания и работы НОУ подготовлены.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
2. Цель, задачи, принципы НОУ
Цель:
Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Задачи:
- Создание условий для самовыражения и самореализации;
- Углубление знаний в выбранных сферах науки и культуры
- Развитие творческого мышления
- Совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности
- Формирование аналитического отношения к собственной деятельности.
- Популяризация научных знаний
- Утверждение престижа образования
- Вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности.
- Помощь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.
- Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.
Образовательно-воспитательные задачи в процессе организациинаучно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:
• информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;
• эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
• нравственно-психологическом – через формирование психологической
устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества
Принципы организация работы НОУ:
• интегральности т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
• непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
• свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
• индивидуализации образовательной траектории учащихся;
• создания условий для самореализации личности;
• социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно- исследовательской деятельности;
3. Участники НОУ
Членами НОУ являются учащиеся 5-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе одной-двух секций общества.
Работа осуществляется поэтапно:
1. Подготовительный этап (5 -7 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
2. Развивающий этап (8-9классы)
Цель: активное расширение кругозора школьников; совершенствование навыков научной деятельности; определение тематики исследовательских проектов.
3. Собственно исследовательский этап (9-10-11классы)
Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности; разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных исследований ребят.
Запись в научное общество осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записываясь в научное общество учащихся, ученик пишет заявление.
4. Устав НОУ
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
- выбрать форму выполнения научной работы (реферат, проект и др.)
- получить необходимую консультацию у своего руководителя;
- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
- получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- выступать с окончательным вариантом научной работы на конференциях в своем учебном заведении;
- представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях более высокого уровня;
- опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике исследовательских работ учащихся.
Ученик, участвующий в работе НОУ, обязан:
- регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
- периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
- обращаться в библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
- активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных мероприятиях;
- строго соблюдать сроки выполнения научных работ.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы. За активную деятельность в НОУ учащиеся награждаются специальными дипломами, грамотами, призами.
Педагог - руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.
5. Структура и организация работы.
Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится два раза в год для определения задач на новый учебный год, утверждения планов и решений, и для подведения итогов за отчетный период.
В период между собраниями деятельностью общества руководит совет НОУ, избираемый общим собранием сроком на один год.
Совет НОУ решает организационные вопросы, оказывает помощь научным руководителям и консультантам, рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции НОУ, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся консультации, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
НОУ включает творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний. Занятия членов общества проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя и консультантов, но не реже одного раза в месяц.
В структуру НОУ входят предметные секции. В составе общества планируется деятельность предметных секций учащихся под руководством учителей.
Совет общества выбирается сроком на один учебный год и на этом этапе осуществляет координацию деятельности общества и его членов во главе с председателем Совета. В секции можно разработать девиз, эмблему.
Организационная структура научного общества учащихся школы выглядит следующим образом:
|
На основе общей схемы формируется состав секций школьного НОУ на учебный год. Состав секций НОУ и их руководители.
№ п/п |
Название предметной секции |
Руководитель Член Совета НОУ |
Руководители детских проектов |
|
|
|
|
|
Структура организации деятельности позволяет выстраивать многолетний план развития НОУ.
Начало года - это всегда стартовое заседание, функция которого состоит:
> в распределении поисковых заданий по секциям в рамках единой тематики школьного исследовательского проекта;
> в формировании рабочих тем поисковых работ учащихся;
> знакомство учащихся, которые будут заниматься исследованием друг с другом и с руководителями других секций;
> получение инструкций по использованию информационного пространства школы;
> знакомство с возможностями школьной библиотеки по данному вопросу;
> краткий обзор ресурсов города, обладающих достаточной информацией по данной тематике;
> знакомство с требованиями к оформлению исследовательских работ;
> получение графика сдачи работ на рецензию и время проведения школьной конференции.
Определяется тематика поисковых работ учащихся, и назначаются руководители детских творческих проектов.
№ п/п |
Тема исследований секции |
Тематика детских работ |
Руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа секций строится в течение года по плану:
I. сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов;
II. проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления;
III. сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий;
IV. оформление исследовательской работы в печатном виде;
V. подготовка к выступлению на Конференции, изготовление презентации к защите, возможно с использование мультимедиа.
По итогам работы НОУ состоятся научные конференции, проведение которых регламентирует Положение о научной ученической конференции.
На конференции заслушиваются лучшие работы учащихся, отобранных в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри (возможно Совет НОУ), выбранное специально для Конференции из числа наиболее подготовленных учащихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования и других, оценивает устное выступление защищавшихся и определяет Лауреата и победителей данного конкурса.
Результаты конкурса становятся основанием для анализа работы секции в прошедшем году, продолжение данная работа получает на планово аналитическом заседании, функции которого можно определить так:
> выявление положительных тенденций в прошедшем году;
> определение общей тематики на будущий год;
> подведение итогов деятельности НОУ за истекший период;
> выявление «слабых» мест и поиск путей их усиления;
> составление ходатайства на имя директора школы на поощрение отличившихся учителей.
6. Содержание работы НОУ
- Удовлетворение профессионального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем, составление программ, разработка проектов и тем исследований.
- Руководство объединениями по интересам, организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
- Проведение научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
- Редактирование и издание ученических научных сборников.
Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.
Первое направление - это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а)совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б)работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление - групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление - массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, преодоления не-комфортности одаренного ребенка, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
7. Технология организации деятельности
Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.
Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Ведущая роль здесь отводится учителю - предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).
После постановки проблемы и мотивации учащихся наступает следующий этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура? Опыт показывает, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества. В-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой. В-четвертых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной исследовательской деятельности.
Нередко возникает ситуация, когда предполагаемая тема проект находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется, кто из специалистов-консультантов (работающих в школе или представителей вузов) будет курировать работу. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом или рефератом под руководством учителя и с помощью консультантов.
8. Критерии и показатели
Критерии и показатели определены в Положении об учебном проекте.
8.1. Критерии оценки работы
Тема
Класс
Работу выполнил__
Научный руководитель
№ п/п |
Критерии оценки работы |
Руководи тель |
Комиссия |
|
1. |
Тип работы |
1-реферативная; 5- носит исследовательский характер; |
|
|
2. |
Использование известных результатов и научных |
1 - автор использовал широко известные данные 2 использованы уникальные научные данные |
|
|
3. |
Использование литературных источников |
1- использован учебный материал школьного курса 2- кроме (1) использованы специализированные издания 3-использованы уникальные литературные источники |
|
|
4. |
Использование знаний |
1- в работе использованы знания школьной программы 2- при выполнении работы, интересы школьника вышли за рамки школьной программы |
|
|
5. |
Степень новизны |
1- в работе доказан уже установленный факт 2- в работе получены новые данные |
|
|
6. |
Практическая значимость |
1- работа может быть использована в учебных целях 2- работа может быть использована в образовательном процессе школы 3- работа внедряется в не учебной организации |
|
|
7. |
Структура работы |
1- в работе плохо просматривается структура 2- в работе отсутствует один или несколько основных разделов
|
|
|
8. |
Оригинальность подхода |
1- традиционная тематика 2- работа строится вокруг новых идей 3- в работе доказываются новые |
|
|
9. |
Владение автором научным и специальным аппаратом |
1- автор владеет базовым аппаратом 2- использованы общенаучные и специальные термины 3- показано владение специальным аппаратом |
|
|
10. |
Качество оформления работы |
1-работа оформлена аккуратно, но описание непонятно, неграмотно 2- работа оформлена аккуратно, описание четко, последовательно, понятно, грамотно 3- работа оформлена изобретательно, применены не традиционные средства, повышающие качество описания работы. |
|
|
Итого: |
Максимум – 29 баллов |
|
|
8.2. Критерии оценки защиты
|
№ п/п |
Критерии оценки |
Кол-во баллов |
|
1. |
Качество выступления |
1- доклад зачитывает 2 - доклад рассказывает, но не объясняет суть работы 3 - четко выстроен доклад, говорит свободно 4 - кроме хорошего доклада, владеет иллюстративным материалом 5 - доклад производит выдающееся впечатление |
|
2. |
Качество ответов на вопросы |
1- не может четко ответить на вопросы 2 - не может ответить на большинство вопросов 3 - отвечает на большинство вопросов, ответы грамотные |
|
3. |
Использование демонстрационного материала |
1 - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком 2 - демонстрационный материал использовался в докладе |
|
4. |
Оформление демонстрационного материала |
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть неточности 3 - к демонстрационному материалу нет претензий |
|
5. |
Владение автором научным и специальным аппаратом |
1- автор владеет базовым аппаратом 2 - использованы общенаучные и специальные термины 3 - показано владение специальным аппаратом |
|
6. |
Четкость выводов, обобщающих доклад |
1- выводы имеются, но они не доказаны 2 - выводы не четкие 3 - выводы полностью характеризуют работу |
|
Итого: |
Максимум 20 баллов |
|
Максимальное количество баллов – 49.
Общее количество баллов, полученное за работу_____оценка_______
8.3. Критерии оценки экспертной комиссией.
|
№ |
Оцениваемые параметры |
Оценки |
|
1. |
Актуальность поставленной задачи. |
|
|
|
Имеет большой практический и теоретический интерес. |
3 |
|
|
Носит вспомогательный характер. |
2 |
|
|
Степень актуальности определить сложно. |
1 |
|
|
Неактуальна. |
0 |
|
2. |
Владение автором научным аппаратом. |
|
|
|
Владеет свободно |
2 |
|
|
Владеет некоторыми понятиями |
1 |
|
|
Не владеет |
0 |
|
3. |
Умение автора выделить и сформулировать проблему’, цели и задачи исследования. |
|
|
|
Автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования Недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования Проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. |
2 1 0 |
|
4. |
Оригинальность методов решения задачи, исследования. |
|
|
|
Решена новыми, оригинальными методами. |
3 |
|
|
Имеет новый подход к решению, использованы новые идеи. |
2 |
|
|
Используются традиционные методы решения. |
1 |
|
5. |
Новизна полученных результатов. |
|
|
|
Получены новые теоретические и практические результаты. |
4 |
|
|
Разработан и выполнен оригинальный эксперимент. |
3 |
|
|
Имеется новый подход к решению известной проблемы. |
2 |
|
|
Имеются элементы новизны. |
1 |
|
|
Ничего нового нет. |
0 |
|
6. |
Сформулированность и аргументированность собственного мнения. |
|
|
|
Существует собственная точка зрения, подтвержденная аргументами |
3 |
|
|
Собственное мнение сформулировано, но аргументация слабая, надуманная |
2 |
|
|
Аргументация отсутствует |
1 |
|
|
Собственного мнения нет |
0 |
|
7. |
Значение результатов работы. Практическая значимость исследования. |
|
|
|
Результаты заслуживают опубликования и практического исполнения. |
3 |
|
|
Можно использовать в учебной работе школьников. |
2 |
|
|
Можно использовать в учебном процессе. |
1 |
|
|
Не заслуживают внимания. |
0 |
|
8. |
Уровень проработанности исследования, решения задач. Четкость выводов, обобщающих исследования. Задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых |
|
|
|
элементов исследования. Выводы четкие, ясно сформулированы. Недостаточный уровень проработанности решения, выводы не соответствуют |
2 |
|
|
цели и задачам исследования. Решение не может рассматриваться как удовлетворительное. Выводы не |
1 |
|
|
сделаны |
0 |
|
9. |
Оформление учебно-исследовательской работы. |
|
|
|
Работа оформлена грамотно. |
2 |
|
|
Есть замечания по оформлению работы. |
1 |
|
|
Не соответствует требованиям оформления |
0 |
|
|
9. Ожидаемые результаты
Для педагогов:
- повышение уровня педагогических знаний, педагогического мастерства, в том числе и педагогической техники;
- привитие вкуса, интереса, умения к занятиям творческой деятельностью, вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность;
- создание условий и привитие интереса к самообразованию;
- поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий;
- организация информационного обеспечения педагогов.
Для учащихся:
- Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
- Формирование ключевых компетентностей.
- Эффективное использование знаний и умений в различных ситуациях, включая социальные
- Эффективное использование знаний и умений в творческой демонстрации проекта
- Повышение эффективности интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы
- Профессиональное самоопределении и обеспечение условий профессионального роста.
Для родителей:
- удовлетворенность творческой работой учащихся
10. Механизм внедрения программ
Сроки |
Этап |
Результат |
|
|
Сентябрь |
Создание творческих групп участников |
Нормативная база Программы |
|
2014 - |
программы. |
План мероприятий по |
|
август 2015 г. |
Ознакомление участников с |
реализации программы. |
I ‘nfg |
|
разработками педагогической науки по |
Перечень диагностик |
этап |
|
данной теме |
Списки учащихся по секциям |
|
|
Разработка программы мероприятий по |
Учебные проекты |
|
|
реализации. |
Создание Совета НОУ |
|
|
Разработка инструментария для |
Сборник учебных проектов |
|
|
диагностики |
|
|
Сентябрь |
Проведение мероприятий по |
Нормативная база НОУ |
|
2014-2017 |
консультированию по работе секций |
Программы секций |
|
|
Создание нормативной базы НОУ и их |
Сформированность |
|
|
апробация. |
компетенций учащихся |
II
|
|
Инициация мероприятий творческими |
Высокий уровень подготовки |
этап н |
|
группами участников программы: |
учебных проектов |
|
|
• Демонстрация результатов на |
Положительные результаты |
|
|
уровне образовательного |
внешней экспертизы |
|
|
учреждения; |
Сборник учебных проектов |
|
|
• на муниципальном уровне. |
Электронные пособия - |
|
|
Осуществление мероприятий |
авторская медиатека |
|
|
мониторинга реализации программы. |
|
|
|
Описание, обобщение и представление |
Методические рекомендации |
III |
Сентябрь |
итоговых результатов программы. |
по созданию и использованию |
этап Г) |
2017 - июнь |
|
НОУ |
|
2018г. |
|
Трансляция опыта на |
|
|
|
образовательные учреждения. |
|
11. Ресурсное обеспечение программы.
Условия |
Содержание деятельности |
Прогнозируемый результат |
Организационные |
Создание локальных актов по организации работы над программой |
Приказы, план работы, график проведения мероприятий |
Нормативно-правовые |
Разработка нормативных документов по организации и проведению мероприятий программы. |
Положения и механизмы проведения мероприятий в рамках программы. Положения поддерживающие реализацию программы. |
Информационные |
Создание информационного ресурса программы |
Школьный ресурсный центр. Медиатека. Создание страницы на интернет -представительстве ОУ |
Методические |
Разработка дидактических материалов к мероприятиям, накопление и систематизация методических разработок участников программы. |
Комплект учебно – методических материалов, электронное хранилище метод работ на интернет представительстве ОУ |
Кадровые |
Проведение обучающих семинаров и консультаций по основным направлениям программы. |
Повышение уровня профессиональной ИКТ компетентности и информационной культуры. Выполнение функциональных обязанностей на профессиональном уровне, эффективная организационная деятельность. |
Материально-технические |
Модернизация компьютерной техники и дооснащение ОУ средствами интерактивной поддержки, создание новых цифровых зон гимназии. |
Медиатека, материалы учебной, методической и внеклассной деятельности. |
Финансовые |
Поиск источников финансирования. |
Бюджетные и внебюджетные средства. |
|
|
12.Основные риски реализации проекта
|
|