ОБЖ 11 класс
1. Пояснительная записка
Учебная программа для 11-х классов
Программа для 11-х классов предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образовательного стандарта второго поколения.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 11-х классах предусмотрено Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в объеме 34 ч (из расчета по 1 ч в неделю).
Программа выстроена по двум логически взаимосвязанным модулям и двум входящим в них разделам:
Модуль I(M-I). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел I. Основы здорового образа жизни
Модуль IIОбеспечение военной безопасности государства
Раздел II. Основы военной службы.
Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безопасности жизнедеятельности» (А.Т. Смирнов и др.).
В 11-м классе изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается итоговой аттестацией.
При этом раздел I. изучается учащимися (юношами и девушками) совместно.
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:
♦ умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
♦ умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
♦ умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
♦ умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
♦ навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
♦ навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
♦ ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
♦ ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
· развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и Социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
· освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
· формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Раздел I«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел II«Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, ознакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
- методы и формы обучения:
· Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинарыдемонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
· Логические: (индуктивные и дедуктивные)логическое изложение и восприятие учебного материала учеником.(Анализ ситуации).
· Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский.(Реферат. Доклад. Проектное задание)
· Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
· Контроля и самоконтроля(устный, письменный).
· Стимулирования и мотивации.
· Самостоятельной учебной деятельности.
· Фронтальная формаобучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
· Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
· Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- предполагаемые результаты:
В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской
деятельности учащихся.
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура - ЗОЖ; история - ОВС; биология - ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия - опасные вещества, экологическая безопасность; физика - природные явления, техногенные аварии и катастрофы.
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
РазделI (P-I). РазделII (P-II). МодульI (М-I). Модуль II(М-II).
Проверочные работы по курсу ОБЖ – 11 класс |
||||
№ п/п |
Тема проверочной работы |
Форма проведения |
Время работы |
№ урока п/п |
1 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Тестирование |
20 мин. |
10 |
2 |
Воинская обязанность |
Тестирование |
20 мин. |
17 |
3 |
Особенности военной службы |
Тестирование |
20 мин. |
25 |
4 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
Тестирование, практическая работа |
40 мин. |
33 |
Практические работы по курсу ОБЖ – 11 класс
№ п/п |
Тема практической работы |
Место проведения |
Время работы |
№ урока п/п |
1 |
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
класс |
15 мин. |
6 |
2 |
Первая медицинская помощь при ранах |
класс |
15 мин. |
7 |
3 |
Первая медицинская помощь при травмах |
класс |
15 мин. |
8 |
4 |
Первая медицинская помощь при остановке сердца |
класс |
15 мин. |
9 |
5 |
Обобщение по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» |
Скорая помощь |
30 мин. |
33 |
РК в рамках учебного предмета ОБЖ
№п/п |
класс |
Тема урока |
Вопросы РК |
№ п/п |
Кол-во |
1 |
11 |
Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики |
Статистические данные за 3 года по Хаб. краю |
3 |
1 |
2 |
11 |
СПИД |
Статистические данные за 3 года по Хаб. краю Возрастные группы. |
4 |
1 |
3 |
11 |
Семья в современном обществе. Законодательство РФ о семье |
Статистические данные о количестве браков и разводов по Хаб. краю |
5 |
1 |
4 |
11 |
Обобщение по т.Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. |
Особенности и специфика работы скорой помощи Хаб. краю |
32 |
1 |
5 |
11 |
Обобщение по т.Основы военной службы |
Работа ГВК Хаб. краю |
34 |
1 |
2.Учебно-тематический план
№ модуля, раздела, темы |
Наименование модулей, разделов, тем |
Кол-во часов |
M-I |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
10 |
P-I |
Основы здорового образа жизни |
10 |
Тема 1 |
Основы здорового образа жизни |
6 |
Тема 2 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
4 |
|
Итоговое задание |
|
M-II |
Обеспечение военной безопасности государства |
|
P-II
|
Основы военной службы |
24 |
Тема 3 |
Воинская обязанность |
10 |
Тема 4 |
Особенности военной службы |
8 |
Тема 5 |
Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России |
4 |
Тема 6 |
Символы воинской чести |
2 |
|
Всего часов |
34 |
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 11 класс
№ п/п |
Наименование раздела и темы урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля
|
Элементы дополнительного содержания |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
P-l Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
10 |
|
|
|
|
|
|
план |
ф а к т |
|
Тема 1 Основы здорового образа жизни |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1.1. Правила личной гигиены |
1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма |
Знатьоб основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Уметьиспользовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Тестирование (10 мин) |
Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году |
§ 1.1 (учебник) |
|
|
2 |
1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов |
1 |
Комбинированный |
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи |
Знатьфакторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Уметьиспользовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи
|
Индивидуальный опрос |
|
§ 1.2 (учебник) |
|
|
3 |
1.3. Болезни передаваемые половым путем. Меры профилактики |
1 |
Комбинированный |
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью |
Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. Уметьиспользовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни |
Индивидуальный опрос |
|
|
|
|
4 |
1.4. СПИД |
1 |
Комбинированный |
ВИЧ- инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД- финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) |
Знатьо путях заражения ВИЧ- инфекции. Уметьиспользовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни |
Индивидуальный опрос |
|
§ 1.3 (учебник) |
|
|
5 |
1.5. Профилактика СПИДа |
1 |
Комбинированный |
Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ- инфекцией |
Знатьо профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ- инфекцией. Уметьиспользовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни |
Индивидуальный опрос |
|
§ 1.4 (учебник) |
|
|
6 |
1.6. Семья в современном обществе. Законодательство о семье |
1 |
Урок обобщения и систематизация знаний |
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей |
Знатьоб основах законодательства РФ о семье. Уметьиспользовать приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи |
Семинар |
|
Повторить § 1.5 |
|
|
|
Тема 2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
Знатьправила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Владетьнавыками первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте |
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте (15 мин) |
|
§ 2.1 |
|
|
8 |
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложение жгута. Борьба с болью |
Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Владетьнавыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях |
Практическая работа. Первая медицинская помощь при ранениях и ( 15 мин) |
|
§ 2.2 (учебник) |
|
|
9 |
2.3. Первая медицинская помощь при травмах |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарат. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская при травмах груди, живота, в области глаз, при повреждении позвоночника |
Знатьправила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владетьнавыкамиоказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях |
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при травмах (15 мин) |
|
§ 2.3 (учебник) |
|
|
10 |
2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца |
1 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Понятие клинической смерти и реанимации. Возможны причины клинической смерти и ее признаки. Правила поведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечной реанимации |
Знатьо возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владетьнавыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца |
Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца (15 мин7) |
|
§ 2.4 (учебник) |
|
|
|
P-II Основы военной службы |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3 Воинская обязанность |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
3.1. Основные понятия о воинской обязанности |
|
Комбинированный |
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе |
Знатьоб обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Уметьиспользовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Проверочная работа по теме «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (20 мин) |
|
§ 3.1 (учебник) |
|
|
12 |
3.2. Организация воинского учета и его предназначение |
1 |
Комбинированный |
Организация воинского учёта. Обязанности граждан по воинскому учету |
Знать об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету. Уметьиспользовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Индивидуальный опрос |
|
§ 3.2 (учебник) |
|
|
13 |
3.3. Первоначальная постановка граждан на воинский учет |
1 |
Комбинированный |
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет |
Знать первоначальной постановке граждан на воинский учет. Уметьиспользовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Индивидуальный опрос |
|
Повторить § 3.2 (учебник) |
|
|
14 |
3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе |
1 |
Комбинированный |
Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе |
Знатьо содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы
|
Индивидуальный опрос |
|
§ 3.3 (учебник) |
|
|
15 |
3.5. Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи |
1 |
Комбинированный |
Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.)
|
Знать требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина. Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
Индивидуальный опрос |
|
§ 3.4 (учебник) |
|
|
16 |
3.6. Добровольная подготовка граждан к военной службе |
1 |
Комбинированный |
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим цель военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования |
Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
Индивидуальный опрос |
|
§ 3.5 (учебник) |
|
|
17 |
3.7. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при установке на воинский учет |
1 |
Комбинированный |
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет |
Знатьоб организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт. Уметьиспользовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет |
Индивидуальный опрос |
|
§ 3.6 (учебник) |
|
|
18 |
3.8. Категории годности к военной службе |
1 |
Комбинированный |
Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе |
Знатьо категориях годности к военной службе. Уметьиспользовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет |
|
|
§ 3.7 (учебник) |
|
|
19 |
3.9. Организация профессионально-психологического отбора граждан |
1 |
Комбинированный |
Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет |
Знать об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Уметьиспользовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет |
Индивидуальный опрос |
|
§ 3.8 (учебник) |
|
|
20 |
3.10. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе |
1 |
Комбинированный |
Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов |
Знатьоб основах военной службы. Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Уметьиспользовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Индивидуальный опрос |
|
Повторить § 3.1-3.8 (учебник) |
|
|
|
Тема 4 Особенности военной службы |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
4.1. Правовые основы военной службы |
1 |
Комбинированный |
Военная служба- особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного военного права |
Знатьположения законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Уметьиспользовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Проверочная работа по теме «Воинская обязанность» (20 мин) |
|
§ 4.1 (учебник) |
|
|
22 |
4.2. Общевоинские уставы Вооружённых сил- законов воинской жизни |
1 |
Комбинированный |
Общевоинские уставы- нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации, их предназначения и основные положения |
Знатьо предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил. Назвать нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Уметьиспользовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
Индивидуальный опрос |
|
§ 4.2 (учебник) |
|
|
23 |
4.3. Военная присяга- клятва воина на верность Родине, России |
1 |
Комбинированный |
Военная присяга- основой и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военноё присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга |
Знатьо традициях ВС РФ. Уметьиспользовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
Индивидуальный опрос |
|
§ 4.3 (учебник) |
|
|
24 |
4.4. Призыв на военную службу, время и организация призыва |
1 |
Комбинированный |
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек |
Знать о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек. Уметьиспользовать полученные знания при постановке на воинский учет. Владетьнавыками оценки уровня подготовленности к военной службе |
Индивидуальный опрос |
|
§ 4.4 (учебник) |
|
|
25 |
4.5. Прохождение военной службы по призыву |
1 |
Комбинированный |
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды |
Знатьоб общих, должных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Владетьнавыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Индивидуальный опрос |
История возникновения воинских званий. История возникновения военной формы одежды |
Повторить § 4.4 (учебник) |
|
|
26 |
4.6. Прохождения военной службы по контракту |
1 |
Комбинированный |
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту |
Знатьосновные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту Уметьиспользовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней |
Тестирование (15 мин) |
|
§ 4.5 (учебник) |
|
|
27 |
4.7. Права и ответственность военнослужащих |
1 |
Комбинированный |
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащим, самовольное оставление части и др.) |
Знатьправа и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы. Владеть навыкамиоценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения пот отношению к военной службе |
Индивидуальный опрос |
|
§ 4.6 (учебник) |
|
|
28 |
4.8. Альтернативная гражданская служба |
1 |
Комбинированный |
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подач заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой |
Знатьособенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владетьнавыками оценки своей подготовленности к военной службе |
Тестирование (15 мин) |
|
§ 4.7 (учебник) |
|
|
|
Тема 5 Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооружённых сил России |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
5.1. Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несут звание защитника Отечества |
1 |
Комбинированный |
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание- защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская дисциплина преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя России, народа Отечества |
Знатьоб основных качествах военнослужащего. Владетьнавыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
Проверочная работа по теме «Особенности военной службы» (20 мин) |
|
§ 5.1 (учебник) |
|
|
30 |
5.2. Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой |
1 |
Комбинированный |
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их пользования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выручку и военное мастерство. Быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя
|
Знатьосновные качества военнослужащего. Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
Индивидуальный опрос |
|
§ 5.2 (учебник) |
|
|
31 |
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально –психологическим и профессиональным качествам гражданина |
1 |
Комбинированный |
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных вида Вооружённых сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодёжи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета)
|
Знатьоб основных видах военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника. Уметьоценивать уровень своей подготовленности. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
Индивидуальный опрос |
|
§ 5.3 (учебник) |
|
|
32 |
5.4. Военнослужащий- подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников |
1 |
Комбинированный |
Единоначалие- принцип строительства вооружённых си Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу |
Знатьо принципе единоначалия в Вооружённых силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. Уметьиспользовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы |
Индивидуальный опрос |
|
§ 5.4 (учебник) |
|
|
|
Тема 6 Символы воинской чести |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
6.1. Как стать офицером Российской армии? |
1 |
Комбинированный |
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования |
Знатьоб основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. Владетьнавыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Индивидуальный опрос |
|
§ 5.5 (учебник) |
|
|
34 |
6.2. Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации |
1 |
Комбинированный |
Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации |
Знатьоб организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ. Владетьнавыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Индивидуальный опрос |
|
Повторить § 5.6 (учебник) |
|
|
|
Всего часов |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к знаниям и умениям обучающихся: В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать: •основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта; •организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом; •основные принципы здорового образа жизни; •правила оказания первой медицинской помощи; •основы обороны государства и военной службы; •боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь: •предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность; •грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации; •оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; •выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.); •пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Формы и вопросы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: - работа с учебником; - анализ ситуации; - сообщение; - доклад; - реферат; - проект; - творческие работы. |
|
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать/понимать:
• основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
• основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• предназначение, структуру и задачи РСЧС;
• предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
• основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
• порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
• историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
• состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
• основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
• нормы международного гуманитарного права;
• требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
• основные виды воинской деятельности;
• строи отделения и порядок управления ими;
• назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
• правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
• правила подготовки автомата к стрельбе;
• приемы и правила стрельбы из автомата;
• основы современного общевойскового боя;
• общие обязанности солдата в бою;
• основные способы передвижения солдата в бою;
• способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
• основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
• государственные и военные символы Российской Федерации;
• боевые традиции Вооруженных Сил России;
• классы сходных воинских должностей;
• общие требования к безопасности военной службы;
• порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
• общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
• правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
• средства массового поражения и их поражающие факторы;
• защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
• порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
• применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
• оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
• выполнять строевые приемы на месте и в движении;
• производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
• вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
• ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
• пользоваться индивидуальными средствами защиты;
• использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
• выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
4.Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»2007-2011 г.
· Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
· Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2011;
· Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
· Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
· Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
· Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
· Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Учебные пособия:
· Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс /Мультимедийный учебник TeachProтм, - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
· Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
· Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
· ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
· Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008- №№ 1-12;
· Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
· Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский центр «Валеос», 1993.
- 1. Федеральные Законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об охране окружающей и природной среды», «О безопасности жизнедеятельности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне».
5. Приложения к программе
Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
Освоение программы курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право по выбору сдавать экзамен по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:
· Лекции;
· Беседы;
· Семинары;
· Практические занятия;
· Соревнования;
· Ролевые игры.
· Реферат;
· Доклад;
· Проектное задание;
· Анализ ситуации.
Списки тем рефератов:
· Тема 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
· Тема 2. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.
· Тема 3. Общая характеристика современных средств поражения (ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства вооруженной борьбы).
· Тема 4. Мероприятия личной и общественной гигиены. Значение соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни для здоровья человека.
· Тема 5. Основные составляющие режима дня человека. Значение двигательной активности, питания и сна в режиме дня для здоровья человека.
· Тема 6. Биологическая необходимость двигательной активности человека в процессе жизнедеятельности.
· Тема 7. Вредные привычки, основные причины, способствующие их появлению. Меры профилактики вредных привычек.
· Тема 8.Военные реформы в России, их необходимость и значение для обеспечения национальной безопасности России.
· Тема 9.Основные качества, присущие российскому воину — защитнику Отечества.
· Тема 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе, ее значение в воспитании у молодежи качеств, необходимых гражданину России.
· Тема 11. Статус военнослужащего, права и свободы, льготы, предоставляемые военнослужащему, проходящему военную службу по призыву.
· Тема 12. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, правила приема в них, обучение в военно-учебном заведении.
Темы творческих работ:
· Тема 1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
· Тема 2. Основы здорового образа жизни.
· Тема 3. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
· Тема 4.Военнослужащий — защитник Отечества.
· Тема 5. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащего.
· Тема 6.Символы воинской чести.
6. Методические рекомендации:
Единые требования к ТДЗ
к оформлению:
1. Оформление титульного листа по образцу:
• ТемаТДЗ;
• Вид работы (сообщение, доклад...);
• Учебный предмет («Сообщение по ОБЖ»);
• Ф.И., класс, автор;
• г. Бугульма, год;
• Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя.
2. Функциональность (прочность материала).
3. Аккуратность выполнения.
к содержанию:
1. Терминология, сложность информации должнасоответствовать возрасту учащегося.
2. Лаконичность и интересность информации.
3. Наличие списка использованной литературы.
Алгоритм работы над ТДЗ учащихся:
1. Поиск литературы (в школьной, районной, или городской библиотеках, читальном зале, у соседей, учителей, в компьютере...
2. Работа с книгой: поиск статей по оглавлению.
3. Работа со статьёй: прочитать, выбрать главную иинтересную информацию, составить конспект, или сделать ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.
4. Свести всю найденную информацию в общийпоследовательный текст.
5. Оформить работу в соответствии с требованиями.
6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ).
Оценка ТДЗ:
1. Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно.
2. Отметка выставляется только за устное выступление (общая).
Формы подведения итогов, практическое
применение ТДЗ:
1. Письменная рецензия учителя.
2. Устное выступление учащегося на уроке, семинаре, конференции.
3. Выставка лучших по оформлению работ.
4. Создание библиотечки из лучших по содержанию работ.
5. Публикация в школьной печати.
6. Участие в конкурсах различного уровня.
7. Использование ТДЗ в качестве учебного пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПООРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ТВОРЧЕСКИМ ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ
Классификация ТДЗ:
По содержанию |
По виду деятельности |
По уровню оформления |
1. Вопросник. 2. Кроссворд. 3. Макет, модель. 4. Ребус. 5. Сообщение. 6. Доклад. 7. Сочинение. 8. Реферат. 9. Эссе. 10.Исследование. 11... |
1. Индивидуальная. 2. Парная. 3. Мелкогрупповая (3-7 человек). 4. групповая (10-15 человек). 5. Коллективная, |
Рабочая (в тетради, «с листами»...). Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы таблицы...): - файл-лист; - буклет; - брошюра; - газета; - «Раскладушка»; - альбом». |
Основная цель ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
оформление:
Министерство образования Российской Федерации.
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Тема:« »
Учебно-исследовательская работа по Основам Безопасности Жизнедеятельности
Выполнил: фамилия имя учащийся ___ класса
Научный руководитель: ФИО преподавателя
г. Хабаровск 20 - - г.
11 класс
I. Основы здорового образа жизни.
1.Какие известны факторы воздействия на здоровье человека?
а. гомеопатические;
б. физические;
в. химические и биологические;
г. социальные и психические.
2.Что необходимо сразу же предпринять, если на кожу попала кислота или другое химическое вещество?
а. ополоснуть кожу марганцовкой;
б. протереть это место спиртом;
в. немедленно смыть их проточной водой с мылом;
г. немедленно промокнуть это место тампоном.
3.Как называется наиболее распространённая форма эрозии зубов?
а. аденома; г. кариес;
б. псориаз; д. коррозия;
в. герпес;
4.Какую пищу необходимо чаще необходимо чаще употреблять, чтобы укрепить зубы?
а. продукты содержащие животные и растительные жиры;
б. мясные продукты;
в. рыбу и морепродукты;
г. яблоки, морковь, орехи, семечки подсолнуха, оливки, сыр.
5.Как называется болезнь, вызывающая появление на коже головы и в волосах человека белых и желтоватых чешуек?
а. диспепсия; в. герпес;
б. диабет; г. себорея;
6.Какую пищу необходимо исключить из рациона при заболевании, связанным с нарушением обмена веществ?
а. орехи;
б. сыр;
в. жирные и острые блюда;
г. копчёное мясо и рыбу.
7.Каким требованием должен удовлетворять материал, из которого изготовляется одежда?
а. бать теплопроводным и воздухопроницаемым;
б. быть теплопроводным и воздухонепроницаемым;
в. быть гигроскопичным и водосбалансированным;
г. быть гигроскопичным и водоёмким.
8.Какие способы очищения организма наиболее распространены?
а. специальные диеты;
б. использование тепла;
в. применение клизм, голодание;
г. применение холода;
д. использование мочегонных и желчегонных средств.
9.В чём заключается важнейшая задача семьи?
а. развитие интеллектуальных качеств супругов на благо общества;
б. рождение и воспитание детей;
в. рождение детей;
г. развитие духовных качеств супругов.
10.Какой брак официально признан в Российской Федерации?
а. брак, зарегистрированный в общественной организации;
б. специальный брак, зарегистрированный в органах МВД России;
в. гражданский брак, заключённый в соответствии с обычаями и традициями;
г. гражданский брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния.
11.Какие установлены обязательные условия для заключения брака в РФ?
а. взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
б. достижение обоими брачного возраста-18лет;
в. недостижение предельного возраста для вступления в брак;
г. выполнение ограничений в отношении некоторых категорий иностранных граждан.
12.По каким основанием брак в РФ признаётся не действительным?
а. заключение фиктивного брака;
б. недееспособность или несовершеннолетие вступающего в брак;
в. обман, угрозы, применённые при заключении брака;
г. нарушение принципа единобрачия;
д. преклонный возраст вступающих в брак.
е. серьёзные различия в общественном положении супругов.
13.Каким образом в РФ производится лишение родительских прав?
а. только органами МВД России;
б. только органами опеки;
в. только органами социальной защиты населения;
г. только в судебном порядке;
д. только товарищескими судами.
11 класс, I(ответы)
Фамилия, Имя, класс |
|
|||||
№ вопроса |
Варианты ответов |
|||||
а |
б
|
в |
г |
д |
е |
|
1 |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
2 |
|
|
Х |
|
|
|
3 |
|
|
|
Х |
|
|
4 |
|
|
|
Х |
|
|
5 |
|
|
|
Х |
|
|
6 |
|
|
Х |
Х |
|
|
7 |
Х |
|
|
Х |
|
|
8 |
Х |
Х |
Х |
|
Х |
|
9 |
|
Х |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
Х |
|
|
11 |
Х |
Х |
|
|
|
|
12 |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
13 |
|
|
|
Х |
|
|
11 класс
II. Основы медицинских знаний.
1.Каковы основные признаки наружного кровотечения?
а. медленное и тягучее кровотечение;
б. быстрое и пульсирующие кровотечение;
в. сильная боль в повреждённой части тела;
г. кровь ярко-красного цвета;
д. кровь темно-красного цвета.
2.Каковы признаки поверхностного венозного кровотечения?
а. кровь спокойно вытекает из раны;
б. кровь фонтанирует из раны;
в. кровь ярко-красного цвета;
г. кровь тёмно-красного цвета;
д. слабость.
3.Каким образом наложить жгут при артериальном кровотечении?
а. прижать пальцем артерию ниже кровотечения;
б. прижать пальцем артерию выше кровотечения, на 3-5 см выше раны наложить вокруг конечности чистую мягкую ткань;
в.плотно приложить жгут к конечности и сделать необходимое количество оборотов, а также прикрепить к жгуту записку с указанием даты и точного времени наложения;
г. доставить пострадавшего с наложенным жгутом в медицинское учреждение;
д. на 3-5см ниже раны наложить вокруг конечности чистую ткань.
4.Как правильно наложить давящую повязку?
а. обработать края раны перекисью водорода или марганцовкой;
б. обработать края раны вазелином или кремом;
в. прикрыть рану стерильной салфеткой, а на неё положить сложенный в несколько раз бинт;
г. наложить повязку.
5.Укажите признаки внутреннего кровотечения?
а. порозовение кожи в области повреждения;
б. посинение кожи в области повреждения;
в. учащённый слабый пульс и частое дыхание;
г. кашель с кровянистыми выделениями;
д. повышение артериального давления;
е. чувство неутолимого голода.
6.В чём заключается оказание первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах?
а. промыть рану содовым раствором и обработать её спиртом;
б. промыть рану перекисью водорода (раствором марганцовки) и обработать её йодом;
в. смазать рану вазелином или кремом;
г. заклеить рану бактерицидным пластырем или наложить стерильную повязку.
7.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при ушибах?
а. наложением холода на место ушиба;
б. наложением тепла на место ушиба;
в. наложением на место ушиба тугой повязки и обеспечением повреждённому месту покоя.
8. В чём заключается оказание первой медицинской помощи при растяжениях?
а. наложить на повреждённое место холод;
б. наложить на повреждённое место тепло;
в. наложить на повреждённое место тугую повязку и обеспечить ему покой;
г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
9.Каким образом оказывается первая медицинская помощь при вывихах?
а. обеспечить повреждённой конечности покой;
б. наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обильное питьё;
в. наложить тугую повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;
г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
10.Какой должна быть первая медицинская помощь при открытых переломах?
а. вправить вышедшие наружу кости;
б. остановить кровотечение и обработать края Раны антисептиком;
в. на рану в области перелома наложить стерильную повязку и дать пострадавшему обезболивающие средство;
г. провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она оказалась в момент повреждения.
11.Как оказать первую медицинскую помощь при закрытых переломах?
а. провести иммобилизацию места перелома;
б. устранить искривление конечности;
в. положить на место травмы холод и дать пострадавшему обезболивающее средство;
г. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
12.Какой должна быть первая медицинская помощь при подозрении на сотрясение головного мозга?
а. надо обеспечить пострадавшему абсолютный покой;
б. на голову пострадавшему наложить тёплую грелку;
в. на голову пострадавшему положить холод;
г. вызвать врача.
13.Как оказать экстренную реанимационную помощь пострадавшему?
а. положить пострадавшего на спину на твёрдую ровную поверхность;
б. положить пострадавшего на спину на мягкую ровную поверхность;
в. произвести прекардиальный удар в область грудины;
г. приступить к непрямому массажу сердца и проведению искусственной вентиляции лёгких, вызвать «скорую помощь».
11 класс, II (ответы)
Фамилия, Имя, класс |
|
|||||
№ вопроса |
Варианты ответов |
|||||
а |
б
|
в |
г |
д |
е |
|
1 |
|
|
Х |
Х |
|
|
2 |
Х |
|
|
Х |
|
|
3 |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
4 |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
5 |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
6 |
|
Х |
|
Х |
|
|
7 |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
8 |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
9 |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
10 |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
11 |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
12 |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
13 |
Х |
|
Х |
Х |
|
|
11 класс
III. Воинская обязанность.
1.Дополни предложение.
Воинская обязанность-это…
а. особый вид государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах и других войсках;
б. установленный государством воинский долг по военной защите своей страны;
в. установленный государством почётный долг граждан с оружием в руках защищать своё Отечество, нести службу в рядах, Вооружённых сил, проходить вневоинскую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.
2.Что предусматривает воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время?
а. отсрочку от военной службы;
б. призыв на военную службу;
в. прохождение военной службы;
г. военное обучение;
д. призыв на военные сборы и их прохождение.
3.Какаие санкции принимаются в отношении гражданина, на являющегося по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины?
а. моральная и материальная ответственность;
б. дисциплинарная ответственность в соответствии с законодательством РФ;
в. административная ответственность в соответствии с законодательством РФ;
г. уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
4.Что предусматривает обязательная подготовка к военной службе?
а. подготовку по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях и учебных пунктах органов местного самоуправления,
б. участие в военно-патриотической работе и подготовку в военно-патриотических объединениях;
в. членство в какой либо организации, имеющей военную направленность;
г. овладение одной или несколькими военно-учётными специальностями;
д. прохождение медицинского освидетельствования.
5.Какая может быть вынесена оценка по результатам профессионального психологического отбора о пригодности гражданина к исполнению обязанностей в сфере военной деятельности?
а. рекомендуется вне очереди - высшая категория профессиональной пригодности;
б. рекомендуется в первую очередь – первая категория профессиональной пригодности;
в. рекомендуется – вторая категория профессиональной пригодности;
г. рекомендуется условно – третья категория профессиональной пригодности;
д. не рекомендуется – четвёртая категория профессиональной пригодности.
6.Что рекомендуется делать гражданам в рамках добровольной подготовки к военной службе?
а. ежедневно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики4
б. заниматься военно-прикладными видами спорта;
в. обучаться по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в ВУЗах.
г. обучаться в соответствии с дополнительными образовательными программами.
11 класс, III (ответы)
Фамилия, Имя, класс |
|
|||||
№ вопроса |
Варианты ответов |
|||||
а |
б
|
в |
г |
д |
е |
|
1 |
|
|
Х |
|
|
|
2 |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
3 |
|
|
Х |
|
|
|
4 |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
|
5 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
|
6 |
|
Х |
Х |
Х |
|
|
11 класс
IV. Психологические основы подготовки к военной службе.
1.Что понимается под социальной позицией личности?
а. политические взгляды на события и явления;
б. место, которое может занимать человек в каких-либо ситуациях;
в. функциональное место, которое может занимать человек по отношению к другим людям в обществе;
г. определённые обязанности по отношению к другим людям.
2.Что понимается под направленностью личности?
а. сочетание материального и духовного начала в деятельности личности;
б. сочетание различных факторов, воздействующих на выбор определённого образа жизни и его активное осуществление;
в. сочетание жизненных целей, мотивов деятельности, поведения и отношения к выбору определённого образа жизни и его активному осуществлению;
г. сочетание необходимых качеств личности, направленных на активное осуществление различных видов деятельности.
3.Что собой представляет мировоззрение человека?
а. взгляды личности на определённые события и явления;
б. система взглядов на состояние окружающей среды;
в. система взглядов на окружающую действительность и место человека в ней;
г. отношение ко всему происходящему в природе и обществе, включая армейскую службу;
4.Какие типы слухов выделяют современные психологи?
а. пассивные слухи;
б. агрессивные слухи;
в. слухи-желания;
г. слухи-пугала.
5.Дополните предложение?
Честь-это…
а. общественно-моральное достоинство, которое вызывает и поддерживает общие уважение, чувство гордости;
б. вежливое и достойное отношение к людям;
в. признанием общественным мнением и осознание самим человеком высокой социальной ценности выполняемого им долга.
6.Дополните предложение.
Самовоспитание-это…
а. коллективная работа по совершенствованию своих человеческих качеств;
б. конкретные действия по воспитанию окружающих;
в. деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, свою личность в целом;
г. деятельность окружающих с целью изменить свои психологические свойства и процессы определённого объекта.
11 класс, IV(ответы)
Фамилия, Имя, класс |
|
|||||
№ вопроса |
Варианты ответов |
|||||
а |
б
|
в |
г |
д |
е |
|
1
|
|
|
Х |
|
|
|
2
|
|
|
Х |
|
|
|
3
|
|
|
Х |
|
|
|
4
|
|
Х |
Х |
Х |
|
|
5
|
|
|
Х |
|
|
|
6
|
|
|
Х |
|
|
|
7. Список литературы (основной)
· Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
· Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
· Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
· Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
· Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
· Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
· Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
(дополнительной)
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.
10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.