ОБЖ 9 класс
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 классов составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2010.
В соответствии с письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ от 21.04.2007 г. М: 03-898 «Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»» подготовка обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности в начальной и основной школе проходит за счет времени вариативной части базисного учебного плана с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:
а) первый уровень (1-4 классы) – безопасность школьника;
б) второй уровень (5-9 классы) – безопасность личности;
в) третий уровень (10-11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях общего образования, предусмотренного базисным учебным планом школы адаптивного типа, и является логическим продолжением программы курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов.
Настоящая рабочая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
· титульный лист;
· пояснительная записка;
· календарно-тематическое планирование;
· перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающих реализацию рабочей программы;
· требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу;
· характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся;
· приложения.
При составлении программы использовано следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005г. №О3—1263);http://mon.gov.ru/work/obr/dok/, http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
§ формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
§ выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
§ формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение ОБЖ на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знанийо здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
· развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· овладение умениямипредвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9): в 5-8 классах – 35 учебных часов; в 9 классе – 34 часа.
Для формирования оценки по ОБЖ используется пособие «Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе», научный руководитель Г.С.Ковалева, под общей редакцией А.Т.Смирнова (М.: Просвещение, 2012).
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией учащихся. По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся в аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебные модули |
|||||
М-1 |
М-2 |
М-3 |
|||
Основы безопасности личности, общества и государства |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Обеспечение военной безопасности государств |
|||
Разделы |
|||||
Р-1 |
Основы комплексной безопасности |
Р-4 |
Основы здорового образа жизни |
Р-6 |
Основы обороны государства |
Р-2 |
Защита населения от чрезвычайных ситуаций |
Р-5 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
Р-7 |
Основы военной службы (в том числе, учебные сборы) |
Р-3 |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
|
|
|
|
Раздел II. Календарно – тематическое планирование.
Тематический план 9 класс
№ модуля, раздела, темы
|
наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов
|
Р-I |
Основы безопасности личности, общества и государства |
23 |
Глава 1 |
Национальная безопасность России в современном мире |
4 |
Глава 2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России |
3 |
Глава 3 |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России |
2 |
Глава 4 |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
3 |
Глава 5 |
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
5 |
Глава 6 |
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации |
6 |
Р-II |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
11 |
Глава 7 |
Основы здорового образа жизни |
3 |
Глава 8 |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
3 |
Глава 9 |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
3 |
Глава 10 |
Оказание первой медицинской помощи |
2 |
|
Всего часов
|
34 |
Поурочный план 9 класс
№ модуля, раздела, темы
|
наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов
|
Дата прведения
|
|||||
План |
Факт |
|||||||
9а |
9б |
9в |
9а |
9б |
9в |
|||
Р-I |
Основы безопасности личности, общества и государства |
23 |
|
|
|
|
|
|
Глава 1 |
Национальная безопасность России в современном мире |
4 |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Россия в мировом сообществе. |
1 |
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Национальные интересы России в современном мире |
1 |
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России |
1 |
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности Обобщающее занятие по Главе 1. ТЕСТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России |
3 |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация |
1 |
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия |
1рнк |
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Обобщающее занятие по Главе 2. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 3 |
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России |
2 |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Военная угроза национальной безопасности России |
1 |
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 4 |
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
3 |
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
1 |
|
|
|
|
|
|
4.2 |
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны |
1 |
|
|
|
|
|
|
4.3 |
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 5 |
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
5 |
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций |
1 |
|
|
|
|
|
|
5.2 |
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
1 |
|
|
|
|
|
|
5.3 |
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях |
1рнк |
|
|
|
|
|
|
5.4, 5.5 |
Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
1рнк |
|
|
|
|
|
|
|
Обобщающее занятие по Главе 3-5 ТЕСТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 6 |
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации |
4 |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления |
1 |
|
|
|
|
|
|
6.2
|
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом |
1рнк |
|
|
|
|
|
|
6.3 |
Система борьбы с терроризмом |
1 |
|
|
|
|
|
|
6.4 |
Правила поведения при угрозе террористического акта |
1рнк |
|
|
|
|
|
|
6.5, 6.6 |
Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие с документами |
1 |
|
|
|
|
|
|
Р-II |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
11 |
|
|
|
|
|
|
Глава 7 |
Основы здорового образа жизни |
3 |
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность |
1 |
|
|
|
|
|
|
7.2 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
1 |
|
|
|
|
|
|
7.3 |
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 8 |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
3 |
|
|
|
|
|
|
8.1 |
Ранние половые связи и их последствия |
1 |
|
|
|
|
|
|
8.2 |
Инфекции, передаваемые половым путем |
1 |
|
|
|
|
|
|
8.3 |
Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Обобщающее занятие ТЕСТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 9 |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
3 |
|
|
|
|
|
|
9.1 |
Брак и семья |
1 |
|
|
|
|
|
|
9.2 |
Семья и здоровый образ жизни человека |
1 |
|
|
|
|
|
|
9.3 |
Основы семейного права в Российской Федерации. Практическое занятие с документами |
1 |
|
|
|
|
|
|
Глава 10 |
Оказание первой медицинской помощи |
2 |
|
|
|
|
|
|
10.1 |
Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие) |
1 |
|
|
|
|
|
|
10.2 |
Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Обобщающее занятие. ТЕСТ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Всего часов |
34 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства - 23
Глава 1.Национальная безопасность России в современном мире - 4
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Глава 2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России - 3
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Глава 3.Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России - 2
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Глава 4.Организационные основы по защите населения-страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 3
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Глава 5.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени - 5
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Глава 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации - 6
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 11
Глава 7.Основы здорового образа жизни - 3
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Глава 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье - 3
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Глава 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья- 3
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Глава 10.Оказание первой медицинской помощи - 2
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
Раздел III. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающих реализацию рабочей программы
· Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя (полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2007.
· Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классыпод общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2011
· ОБЖ. 5–11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
· «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности» Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, Б. И. Мишин М.: Дрофа 2002г.
· «Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе», научный руководитель Г. С. Ковалева, под общей редакцией А. Т. Смирнова (М.: Просвещение, 2006).
· Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. —М.: Просвещение, 2007.
· Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 5 кл. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2011
· СмирновА. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 6 кл. — М.: Просвещение, 2011.
· Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 7 кл. — М.: Просвещение, 2011.
· Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 8 кл. — М.: Просвещение, 2011.
· Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 9 кл. — М.: Просвещение, 2011.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс ОБЖ 9 класса
Знать/понимать:
· основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
· правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
· способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь:
· действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
· соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
· оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
· пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
· вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
· действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
· соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
· пользования бытовыми приборами и инструментами;
· проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
· обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Раздел V. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Для формирования оценки по ОБЖ используется пособие «Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе», научный руководитель Г.С.Ковалева, под общей редакцией А.Т.Смирнова (М.: Просвещение, 2007).
Итоговый тест по ОБЖ (9 класс)
1. Что такое взрыв?
а) разрушение большого масштаба;
б) динамично протекающий процесс физических. химических и эргономических превращений веществ, сопровождающейся освобождением значительного количества энергии;
в) быстро протекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объёме.
2. Какие взрывы наиболее часто встречаются в современных условиях?
а) взрывы аэрозольных упаковок в быту;
б) взрывы котлов в котельных;
в) взрывы аппаратов., продукции и полуфабрикатов на химических предприятиях;
г) взрывы паров бензина и других компонентов на нефтеперегонных заводах, а также боеприпасов на военных складах и арсеналах.
3. Как в условиях мирного времени происходят взрывы и гибель людей?
а) от взрывов при сносе зданий;
б) от взрывов бытовых газовых баллонов;
в) от взрывов петард;
г) от взрывов неразорвавшихся бомб, снарядов и мин, оставшихся после войны.
4. Чем характеризуется ударная волна любых взрывов при производственных авариях:
а) небольшой силой воздействия;
б) вызывает большие людские потери;
в) вызывает панику у населения;
г) вызывает разрушения элементов сооружений.
5. Каковы основные поражающие факторы взрыва?
а) волна прорыва;
б) ударная волна;
в) сильная загазованность местности;
г) осколочные поля.
6. Процесс горения протекает при следующих условиях:
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
Найдите допущенную ошибку.
7. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
г) дерево + кислород воздуха + факел;
д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.
8. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь;
б) интенсивное излучение гамма-лучение, поражающее людей;
в) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) образование облака заражённого воздуха.
9. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костёр и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:
а) остановитесь и объясните им, что это опасно;
б) пройдёте мимо;
в) попытаетесь занять их чем-то другим;
г) затушите костёр.
10. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:
а) побежите и постараетесь сорвать одежду;
б) остановитесь, упадёте и покатитесь, сбивая пламя;
в) завернётесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью.
11. Среди перечисленных поражающих факторов выберете те, которые характерны для химических аварий с выбросом АХОВ:
а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
б) поражение людей опасными веществами через кожные покровы;
в) лучистый поток энергии;
г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека.
12. АХОВ наносят поражения:
а) комбинированные (химическое поражение, пожары и взрывы);
б) химические;
в) радиационные.
13. Выходить из зоны химического заражения следует с учётом направления ветра:
а) по направлению ветра;
б) перпендикулярно направлению ветра;
в) навстречу потоку ветра.
14. Хлор - это:
а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);
б) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом;
в) парообразное вещество с запахом горького миндаля и металлическим привкусом во рту.
15. Аммиак - это:
а) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха;
б) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
в) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающих запах гнилых плодов.
16. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живёте на 1-м этаже 9-ти этажного дома и можете оказаться в зоне заражения. Ваши действия:
а) укроетесь в подвале здания;
б) подниметесь на верхний этаж;
в) останетесь в своей квартире.
17. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства зашиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить? Назовите правильный ответ:
а) 2%-м раствором нашатырного спирта;
б) 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты;
в) 2%-м раствором соды.
18. Самым опасным излучением для человека является:
а) альфа- излучение;
б) бета-излучение;
в) гамма-излучение.
19. За счёт чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:
а) за счёт радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний. проводившихся в атмосфере;
б) за счёт увеличения добычи радиоактивных материалов;
в) за счёт роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.
20. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:
а) возникновение лучевой болезни;
б)внутреннего облучения;
в) поражение щитовидной железы.
21.Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при отравлении лекарственным препаратами:
а) дать пострадавшему выпить крепкого чая и съесть чёрных сухарей;(3)
б) срочно вызвать скорую помощь;(1)
в) промыть пострадавшему желудок.(2)
22. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге кислотой:
а) дать обезболивающее средство;(4)
б) промыть кожу проточной водой;(2)
в) удалить с человека одежду, пропитанную кислотой;(1)
г) промыть место повреждения слабым раствором питьевой соды;(3)
д) доставить пострадавшего в лечебное учреждение.(5)
23. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при химическом ожоге щёлочью:
а) промыть кожу проточной водой;(2)
б) промыть повреждённое место слабым раствором (1 -2%) уксусной кислоты;(3)
в) удалить одежду, пропитанную щёлочью;91)
г) доставить пострадавшего в медицинское учреждение;(5)
д) дать обезболивающее средство.(4)
24. РСЧС создана с целью:
а) прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов центральной власти, органов исполнительной власти, субъектов РФ, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечения первоочерёдного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории РФ.
25. Назовите закон в России определяющий правовые и организационные нормы в области зашиты от чрезвычайных ситуаций:
а) закон Российской Федерации «О безопасности»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
г) Федеральный закон «О гражданской обороне».
26. К зоне чрезвычайной ситуации относятся:
а) территория, на которой прогнозируется ЧС;
б) территория, на которой расположены потенциально опасные объекты:
в) территория, на которой сложилась ЧС.
27. Основными документами международного гуманитарного права являются:
а) Декларация прав человека;
б) Устав организации Объединённых Наций;
в) Четыре Женевские конвенции и два Дополнительных протокола к ним.
28. Для обозначения людей, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном праве используется термин:
а) репатрианты;
б) комбатанты;
в) интернированные.
29. Определите последовательность оказания первой медицинской помощи при обмороке:
а) обрызгать лицо холодной водой;(3)
б) придать ногам возвышенное положение;(4)
в) пострадавшего уложить на спинус несколько откинутой назад головой;(1)
г) расстегнуть воротник и дать доступ свежего воздуха.(2)
30. Определите последовательность реанимационной помощи пострадавшему:
а) произвести прекардиальный удар в области грудины;(2)
б) положить пострадавшего на спину на жёсткую поверхность;(1)
в) провести искусственную вентиляцию лёгких;(4)
г) приступить к непрямому массажу сердца;(3)
д) вызвать «скорую помощь» или срочно доставить пострадавшего в больницу.(5)
Ответы к тестам по ОБЖ (9 класса)
1., в
|
2 -
|
б, г
|
|
3.-б,г
|
4.-
|
в, г
|
|
5.-б,г
|
6.-
|
в
|
|
7.- б, г, д
|
8.-
|
а, в
|
|
9.- а, г
|
10.
|
-б
|
|
11.-б,г ;
|
12.
|
- а
|
|
13. -б
|
14.
|
-б
|
|
15.- а
|
16.
|
-б
|
|
17.-6
|
18.
|
- в
|
|
19. -а
|
20.
|
- в
|
|
21.- б, в, а
|
22.
|
- в, б, г, а,
|
д
|
23.- в, а, б, д, г
|
24.
|
-б
|
|
25.- в
|
26.
|
- в
|
|
27.- в
|
28.
|
-б
|
|
29.- в, г, а, б
|
30.
|
- б, а, г, в,
|
д
|
Методика проверки работы учащегося и выставления оценки
1. В работе представлены 3 блока вопросов различной тематики курса «Основы безопасности жизнедеятельности», соответствующих учебной государственной программе за курс 9 класса. Каждый из блоков вопросов содержит 10 заданий.
2. За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл.
3. В случаях правильного и неполного ответа на вопрос (например: в вопросе №2 отмечен только ответ «б»), а также в случае лишнего ответа (например: в вопросе №2 отмечены ответы «а», «б» и «в») - за задание начисляется 0,5 балла.
4. В вопросах №№ 21 - 23 и №№ 29 - 30, оценивающих знание учащихся последовательности действий при ЧС, 1 балл ставится за абсолютно правильную цепочку ответов, 0,5 балла - если допущена 1 ошибка в последовательности.
5. Максимальное количество баллов за работу - 30.
6. Оценка «5» ставится за 85 и более процентов правильно выполненных заданий, т.е. от 26 до 30 баллов.
7. Оценка «4» ставится за правильное выполнение 71 - 85% всех заданий работы, т.е. от 21 до 25 баллов.
8. Оценка «3» ставится за правильное выполнение 50 - 70% всех заданий работы, т.е. от 15 до 20 баллов.
9. Оценка «2» выставляется, если правильно выполнено менее 50% всех заданий работы, т.е. от 0 до 14 баллов.