Учебные планы 8 - 9 классы на 2017 - 2018
Пояснительная записка к учебному плану 8 – 11-х классов
МБОУ гимназии №1 на 2017-2018 учебный год.
Учебный план МБОУ гимназии №1 на 2017-2018 учебный год разработан на основе:
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
· Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
· Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»».
· Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312.
· Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18 июля 2002 года № 2783; - Письмо Министерства образования Российской.
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189).
МБОУ гимназия №1 работает по шестидневной учебной неделе, план основного общего образования ориентирован на 34 учебные недели.
В гимназии 12 классов-комплектов обучаются на основании федерального базисного учебного плана:
основная школа (8-9 класс) - 7классов-комплектов:
· 8-х- классов – 3
· 9-х- классов – 4
старшая школа (профильная, 10-11 классы) – 5 класса-комплекта:
· 10-х-классов – 2
· 11-х-классов – 3
Из 12 классов-комплектов на 2017-2018 учебный год все являются классами гимназического и профильного обучения, что составляет 100% от общего количества 8-11-х классов гимназии.
Учебные предметы основной школы (8-9 класс):
В 2017-2018 учебном году продолжают линию культуротворческие 8А и 9А классы (культуротворческий – с введением МХК, элективных курсов, с введением кружков, студий во второй половине дня).
Среди 7-9-х классов гимназии 2 класса-комплекта - это классы языковой и филологической направленности. Классы углубленного изучения английского языка - 8Б, 9Б. В учебном плане гимназии на базовом уровне отводится на изучение английского языка в 5-9-х классах по 3 часа, а классы углубленного изучения английского языка изучают английский язык по 6 часов в неделю по программе В.В.Сафоновой, Е.Н.Солововой «Английский язык. 2-11 классы школ с углублённым изучением иностранных языков.» – М.: Просвещение, 2014 г. Количество часов, отводимое на изучение данного предмета, соответствует требованиям программы.
В гимназии традиционным является обучение второму иностранному языку (французскому/немецкому). В 2017 - 2018 учебном году второй иностранный язык (французский/немецкий) изучается в 8-х и 9-х на базовом уровне за счет компонента образовательного учреждения. Классы с изучением двух языков (английский и французский / немецкий) – 8Б, 9А, 9Б.
На углубленное изучение литературыв 9А классе отводится 4 часа, в 8А – 3 часа (программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля, 5-11 кл. Под общей ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 2015)
В 8А,9А классах, за счет гимназического компонента, ведется курс мировой художественной культуры (Л.А. Рапацкая. Мировая художественная культура. 5-9 кл. Рабочие программы, составленные на основе программ для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 20010).
Предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8-х и 9-х классах по рабочим программам, составленным на основе программам для общеобразовательных учреждений. ( Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. – 6-е изд. / Сост. М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013 и программе базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы). Автор: Н.Д. Угринович., – М: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013 г.). В 9А классе на изучение данного предмета отводится 2 часа, т.к. его изучение началось с 8-го класса.
В гимназии для преподавания алгебры в 8-х классах используются рабочие программы на основе примерных программ для основной общеобразовательной школы, которые обеспечиваются базовым компонентом, в соответствии с содержанием указанных учебников: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. «Алгебра. 7 класс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, "ВЕНТАНА-ГРАФ". 2016, по геометрии - А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. «Геометрия. 7 класс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, "ВЕНТАНА-ГРАФ". 2016.
В 9-х классах курс алгебры по рабочей программе на основе примерной программы курса математики для 5-11 классов для основной общеобразовательной школы, в соответствии с содержанием учебников: Г.К. Муравин, О.В.Муравина, Алгебра, М.: Дрофа, 2011 – 2012; Макарычева Ю.Н. и др., М.: Мнемозина, 2012 г.
В 8-9 классах курс геометрии ведется в соответствии с рабочей программой, составленной на основе примерной программы по геометрии для основной общеобразовательной школы в соответствии с содержанием учебников: Атанасян Л.С., Геометрия, М.: Просвещение, 2012 г.
Преподавание химии, физики, биологии, географии на основной ступени образования (8-9 классы) осуществляется по рабочим программам, составленным на основе примерных программ для основной общеобразовательной школы, в соответствии с содержанием указанных учебников:
o Биология 8, 9 классы Л.Н.Сухорукова, В.С. Кумченко, «Биология. Живой организм», М.: Просвещение (Сфера комплект) 2010 - 2013;
o Химия 8,9 классы Габриелян О.С., Дрофа, 2005-2015 гг;
o Физика 8,9 классы пёрышкин и др, Физика, М.: Просвещение, 2015 г.; Белага Н.М., Физика, М.: Просвещение (сфера-комплект) 20012 – 2013 гг;
o География 8,9 классы Лобжанижзе А.А. под редакцией Дронова В.П., География. СФЕРА. М.: Просвещение (Сфера комплект) 2009 – 2015гг; Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П., География, СФЕРА, М.: Просвещение, 2010 – 2013 гг.
Предмет обществознание ведется в 8-9-х классах по рабочим программам, составленным на основе примерных программ для основной общеобразовательной школы, в соответствии с содержанием указанных учебников:Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Обществознание, М.: Просвещение: 2011 – 2014 гг.
Предметы ХКК ГОС ОО «Литература ДВ», «История ДВ», «Природа ДВ» интегрированы с предметами «Литература», «История», «География», «Биология», «Химия».
Курс ОБЖ ведется как самостоятельный предмет в 8-9 классах. Преподавание осуществляется по рабочим программам, составленным на основе примерных программ по предмету и базовым учебникам.
В восьмых классах заканчивается изучение предмета «Изобразительное искусство» и «Музыка» за счёт уплотнения тем.
Предмет «Черчение» вводится в 8В классе по 1 часу, а в 8А и 8Б не вводится в этом году. Программа будет пройдена в 9 классе. В 9А, 9В,9Г классах этого года продолжается изучение предмета по 1 часу в неделю, в 9Б классе -2-х часовая программа по черчению.
Для осуществления программ факультативных и элективных курсов в учебном плане 8 - 9-х классов отводится от 1 до 5 часов в неделю за счет часов обязательных занятий по выбору из гимназического компонента.
Учебные предметы старшей школы (10-11 класс)
( профильная школа)
В старшей профильной школе(10А, 10Б, 11А и 11Б классы) осуществляется отдельное изучение профильных предметов (ОИПП) по индивидуальному учебному плану (ИУП).
В 10,11-х классах продолжается линия углубленного изучения английского языка, изучение второго языка (французского/немецкого).
Учебный план для 10-11 классов составлен на принципах двухуровневого (базового и профильного) образования государственного стандарта. В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» профильное обучение определено как «система специализированной подготовки в старших классах образовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Профильное обучение дает возможности учитывать склонности, способности, потребности учащихся и их родителей. С учетом потребностей учащихся гимназии, специфики учебного заведения (многопрофильная направленность) в старшей профильной школе (10-11 классы) - отдельное изучение профильных предметов (ОИПП) по индивидуальному учебному плану.
Двухуровневая система (изучение предметов на базовом и профильном уровне) позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, выстраивать учащемуся индивидуальную траекторию обучения. Расширяет возможности индивидуализации и организации обучения в классах, в которых профильные предметы изучается подгруппами.
Таким образом, возможно совмещение профилей обучения в одной классно-учебной группе: профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов
10А– отдельное изучение профильных предметов
10Б– отдельное изучение профильныхпредметов
11А–отдельное изучение профильных предметов
11Б – отдельное изучение профильных предметов
В 10А и 10Б классах учащиеся изучают профильные предметы на основании образовательных запросов учащихся из сдаваемых профильных экзаменов за курс основного общего образования. При согласовании с родителями (законными представителями) формируются индивидуальные учебные планы и УМК учащихся.
В социально-правовом профиле на профильном уровне изучаются:
история, обществознание, право, экономика.
Вхимико-биологическом профиле на профильном уровне изучаются:
математика, биология, химия.
В социально-лингвистическом профиле на профильном уровне изучаются предметы:
русский язык, английский язык, обществознание, право, экономика.
В социально-филологическом профиле на профильном уровне изучаются предметы:
русский язык, литература, обществознание, право, экономика.
В информационно-технологическом профиле на профильном уровне изучаются:
математика, физика, информатика и ИКТ.
Иностранный язык (английский) изучают все, но по выбору: базовый или углублённый уровень. Второй иностранный язык (немецкий или французский) продолжают изучать те, кто изучал ранее. Обучение осуществляется за счёт компонента образовательного учреждения (занятий по выбору).
На старшей ступени на профильном уровне изучаются:
· 10-е классы (ОИПП) – русский язык, литература, история России и всеобщая история, обществознание, право, экономика, алгебра и начала анализа, геометрия, биология, химия, физика, информатика и ИКТ.
· 11-е классы (ОИПП) – русский язык, литература, история России и всеобщая история, обществознание, право, алгебра и начала анализа, геометрия, биология, химия, физика, информатика и ИКТ.
Углублённое изучение экономики в 10-х и 11А классах в социально-правовом и социально-гуманитарной группах 1 час из базисного плана.
Набор элективныхучебных предметов также соответствует требованиям стандарта.
Максимальный объем нагрузки не превышает предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку.
Данный учебный план соответствует цели программы развития гимназии - разработка и внедрение модели образовательной системы гимназии как целостности избыточного «пространства» на основе увеличения вариативности, повышения универсальности системы, направленной на психолого-педагогическую поддержку ученика в его желании раскрыть себя, сформировать свою личность.
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Старшая ступеньобщеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Базовый уровеньстандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровеньстандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Обучающиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.
-Приложение № 1
Учебный план
8 классы
2017 - 2018 учебный год
Учебные предметы
|
Количество часов в неделю |
||
8А |
8Б |
8В |
|
Культуротворческий профиль
|
Лингвистический профиль
|
Естественнонаучный профиль |
|
Литература |
3 |
2 |
2 |
Русский язык |
3 |
3 |
3 |
Английский язык |
3 |
5 |
3 |
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
История |
2 |
2 |
2 |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
Биология |
2 |
2 |
2 |
География |
2 |
2 |
2 |
Физика |
2 |
2 |
2 |
Химия |
2 |
2 |
2 |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
Технология (технический труд/обслуживающий труд) |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
1 |
ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
Итого |
33 |
34 |
32 |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения |
3 |
2 |
4 |
Черчение |
- |
0 |
1 |
Мировая художественная литература |
1
|
- |
- |
Второй иностр. язык (фран/нем.) |
- |
2/2 |
- |
Элективные курсы
|
2 |
0 |
3 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-ти часовой учебной недели |
36 |
36 |
36 |
Приложение № 2
Учебный план
9 классы
2017 - 2018 учебный год
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||
9А |
9Б |
9В |
9Г |
|
Культуротворческий профиль
|
Лингвистический профиль
|
Естественнонаучный профиль |
Естественнонаучный профиль |
|
Литература |
4 |
3 |
3 |
3 |
Русский язык |
2 |
2 |
2 |
2 |
Иностранный язык (англ.) |
3 |
5 |
3 |
3 |
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
3 |
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
2 |
История России |
2 |
2 |
2 |
2 |
Всеобщая история |
1 |
1 |
1 |
1 |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
География |
2 |
2 |
2 |
2 |
Биология |
2 |
2 |
2 |
2 |
Физика |
2 |
2 |
2 |
2 |
Химия |
2 |
2 |
2 |
2 |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
ОБЖ |
1 |
1 |
1 |
1 |
Информатика и ИКТ |
2 |
1 |
1 |
1 |
Итого |
32 |
32 |
30 |
30 |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения |
4 |
4 |
6 |
6 |
Черчение |
2 |
2 |
1 |
1 |
Мировая художественная культура |
1 |
- |
- |
- |
Второй иностр. язык (франц./нем.) |
2/2 |
2/2 |
- |
- |
Элективные курсы |
0 |
0 |
5 |
5 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-ти часовой учебной недели |
36 |
36 |
36 |
36 |