МБОУ "Гимназия №1" - Ибрашова Т.В. http://gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v http://gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v Sat, 21 Dec 2024 16:38:31 +0000 Joomla! - Open Source Content Management ru-ru Портфель индивидуальных учебных достижений – альтернативный способ оценки http://gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v/339-portfel-individualnykh-uchebnykh-dostizhenij-alternativnyj-sposob-otsenki http://gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v/339-portfel-individualnykh-uchebnykh-dostizhenij-alternativnyj-sposob-otsenki Ибрашова Т.В.,

учитель русского языка и литературы,

 

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.

По мнению разработчиков портфолио,  во-первых, является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющимся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно.

Разрабатывая в гимназии модель портфолио ученика 9 класса, творческая группа «Выбор» апробировала несколько моделей и пришла к выводу, что портфолио выпускника основной школы гимназии будет из 2-х разделов:

1.     «Я» и мое самоопределение

2.     Мои достижения

Важнейшей целью первого раздела является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам самопознания. Инструментом самопознания является рабочая тетрадь «Выбор» - как система анкет, тестов, заданий направленных на выявление черт характера, способностей, наклонностей с целью  формирования профессионального самоопределения. Результатом деятельности девятиклассника в данной области является осознанный выбор профиля обучения, учебного общеобразовательного учреждения. В портфолио отбираются некоторые обработанные открытые анкеты и тесты, личный жизненный план, открытые данные исследования психолога, характеристика классного руководителя.

Второй раздел «Мои достижения» результаты обучения, документы, подтверждающие успехи школьной и внешкольной деятельности ученика. При этом  оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения. Это дает возможность девятикласснику представить результаты обучения комиссии - учителям, друзьям, родителям, гостям - и то, как он работал для достижения этих результатов и дать свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях.

Роль классного руководителя заключается в  помощи и консультировании ученика при выборе и оформлении документов и материалов в портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время.

Традиционно в третьей декаде апреля проходит защита портфолио. На защиту приглашаются учителя и родители.  На защите  ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения. Важно, что ученик не просто выбирает дальнейший путь обучения, но и обосновывает свой выбор.

Мы считаем, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.

]]>
mephisto300891@gmail.com (Super User) Ибрашова Т.В. Sun, 09 Feb 2014 19:56:48 +0000