МБОУ "Гимназия №1" - Ибрашова Т.В.http://gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v2024-12-21T16:38:25+00:00Joomla! - Open Source Content ManagementПортфель индивидуальных учебных достижений – альтернативный способ оценки2014-02-09T19:56:48+00:002014-02-09T19:56:48+00:00http://gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v/339-portfel-individualnykh-uchebnykh-dostizhenij-alternativnyj-sposob-otsenkiSuper Usermephisto300891@gmail.com<p align="right">
<em>Ибрашова Т.В., </em></p>
<p align="right">
<em>учитель русского языка и литературы, </em></p>
<p align="right">
</p>
<p>
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.</p>
<p>
По мнению разработчиков портфолио, во-первых, является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющимся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно.</p>
<p>
Разрабатывая в гимназии модель портфолио ученика 9 класса, творческая группа «Выбор» апробировала несколько моделей и пришла к выводу, что портфолио выпускника основной школы гимназии будет из 2-х разделов:</p>
<p style="margin-left:64.35pt;">
1. «Я» и мое самоопределение</p>
<p style="margin-left:64.35pt;">
2. Мои достижения</p>
<p>
Важнейшей целью первого раздела является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам самопознания. Инструментом самопознания является рабочая тетрадь «Выбор» - как система анкет, тестов, заданий направленных на выявление черт характера, способностей, наклонностей с целью формирования профессионального самоопределения. Результатом деятельности девятиклассника в данной области является осознанный выбор профиля обучения, учебного общеобразовательного учреждения. В портфолио отбираются некоторые обработанные открытые анкеты и тесты, личный жизненный план, открытые данные исследования психолога, характеристика классного руководителя.</p>
<p>
Второй раздел «Мои достижения» результаты обучения, документы, подтверждающие успехи школьной и внешкольной деятельности ученика. При этом оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения. Это дает возможность девятикласснику представить результаты обучения комиссии - учителям, друзьям, родителям, гостям - и то, как он работал для достижения этих результатов и дать свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях.</p>
<p>
Роль классного руководителя заключается в помощи и консультировании ученика при выборе и оформлении документов и материалов в портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время.</p>
<p>
Традиционно в третьей декаде апреля проходит защита портфолио. На защиту приглашаются учителя и родители. На защите ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения. Важно, что ученик не просто выбирает дальнейший путь обучения, но и обосновывает свой выбор.</p>
<p>
Мы считаем, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.</p>
<p align="right">
<em>Ибрашова Т.В., </em></p>
<p align="right">
<em>учитель русского языка и литературы, </em></p>
<p align="right">
</p>
<p>
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.</p>
<p>
По мнению разработчиков портфолио, во-первых, является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющимся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно.</p>
<p>
Разрабатывая в гимназии модель портфолио ученика 9 класса, творческая группа «Выбор» апробировала несколько моделей и пришла к выводу, что портфолио выпускника основной школы гимназии будет из 2-х разделов:</p>
<p style="margin-left:64.35pt;">
1. «Я» и мое самоопределение</p>
<p style="margin-left:64.35pt;">
2. Мои достижения</p>
<p>
Важнейшей целью первого раздела является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам самопознания. Инструментом самопознания является рабочая тетрадь «Выбор» - как система анкет, тестов, заданий направленных на выявление черт характера, способностей, наклонностей с целью формирования профессионального самоопределения. Результатом деятельности девятиклассника в данной области является осознанный выбор профиля обучения, учебного общеобразовательного учреждения. В портфолио отбираются некоторые обработанные открытые анкеты и тесты, личный жизненный план, открытые данные исследования психолога, характеристика классного руководителя.</p>
<p>
Второй раздел «Мои достижения» результаты обучения, документы, подтверждающие успехи школьной и внешкольной деятельности ученика. При этом оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения. Это дает возможность девятикласснику представить результаты обучения комиссии - учителям, друзьям, родителям, гостям - и то, как он работал для достижения этих результатов и дать свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях.</p>
<p>
Роль классного руководителя заключается в помощи и консультировании ученика при выборе и оформлении документов и материалов в портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время.</p>
<p>
Традиционно в третьей декаде апреля проходит защита портфолио. На защиту приглашаются учителя и родители. На защите ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения. Важно, что ученик не просто выбирает дальнейший путь обучения, но и обосновывает свой выбор.</p>
<p>
Мы считаем, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.</p>