МБОУ "Гимназия №1" - Дорожная карта

Гимназия №1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Обратная связь

Появились вопросы?

Дополнительно

Дорожная карта

 

 

 

 

Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО

в МБОУ гимназии №1

Модель методического сопровождения введения ФГОС ОООсоздана с учетом запросов педагогови определяет взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, функционального, содержательного и результативного. В данной модели нашли отражение вопросы планирования методической работы МБОУ гимназии №1по обеспечению условийвведения ФГОС ОООв пилотном режиме.

Цель методического сопровождения:обеспечение необходимых условий введения ФГОС ООО в  штатном режиме с сентября 2015 года.

Задачи:

·     создание нормативно-правовой и методической базы для введения  ФГОС  ООО;

·     создание условий для освоения и принятия педагогами гимназии идеологии ФГОС ООО и концептуальных подходов к его построению;

·     создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагогов гимназии и решения задач реализации ФГОС ООО;

·     развитие компетентности педагогов в условиях реализации   и введения ФГОС ООО;

·     апробация и внедрение педагогами новой технологии ведения урока с учётом требований ФГОС ООО и концептуальных подходов к его построению;

·     разработка и внедрение системы оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы   основного общего образования;

·     создание условий для разработки основной образовательной программы основного общего образования;

·     создание условий для информационно-методической поддержки процесса подготовки условий введения ФГОС ООО; мониторинга и фиксации хода и результатов подготовки условий введения ФГОС ООО;

·     создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности).

Рис. 5. Схема методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении

 

В основе модели методического сопровождения введения ФГОС ООО лежат следующие  принципы:

·     личностно-ориентированный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;

·     активность и самостоятельность основных субъектов процесса внедрения ФГОС ООО;

·     проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;

·      систематичность и целенаправленность деятельности;

·     осознанность педагогами содержания, способов деятельности и собственных изменений и др.

Разработанная нами модель методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении состоит из четырёх основных блоков: «Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения», «Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО», «Методическое сопровождение разработки ООП ООО», «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО». Модель имеет описание содержания деятельности, форм деятельности, планируемых результатов, а также информацию об ответственном исполнителе и/или ответственном организаторе.

Реализация мероприятий, содержащихся в блоке «Методическое сопровождение созданияорганизационно-управленческих условий введенияФГОС ООО» позволит обеспечить введение стандарта в образовательном учреждении необходимой нормативно-правовой базойна первом этапе.

Следующий блок предложенной нами модели («Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО») направлен на решение задач повышения профессиональной компетентности педагогов школы в условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО.

Блок «Методическое сопровождение разработки ООП ООО» направлен на решение задач, связанных с созданием основных компонентов программы и соблюдения преемственности с программой начальной ступени образования.

Реализация мероприятий блока «Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО» осуществляется через системное взаимодействие всех субъектов реализации ФГОС ООО, в т.ч. родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов дополнительного образования, органов управления и общественности. Реализация мероприятий данного блока обеспечивает соблюдение законодательства в области доступности и открытости информации по вопросам введения и реализации ФГОС ООО.

Более подробное описание модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении представлено нами в таблице «Дорожная карта методического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО в образовательном учреждении» (Приложение 1).

Мы считаем, что реализация данной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в МБОУ гимназии №1 позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения ФГОС ООО в гимназии, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.

 


Приложение 1

 

Дорожная карта

методического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО в МБОУ гимназии №1

Содержание

деятельности

Форма

деятельности

Планируемый результат

Ответственный исполнитель, организатор

1. Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС OОО

1.                 

Создание рабочей группы для подготовки нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ООО

Собеседование с руководителями МК, педагогами, подготовка проекта приказа

Наличие рабочей группы

методист

2.                 

Разработка и утверждение плана-графика мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС ООО

Аналитическая деятельность, направленная на определение изменений и дополнений в образовательную систему школы

Наличие плана-графика мероприятий, обеспечивающих введение ФГОС ООО

Методист

 рабочая группа

3.                 

Организация повышения квалификации по вопросам введения ФГОС общего образования администрации школы

Повышение профессиональной компетентности администрации гимназии

Наличие плана-графика повышения квалификации администрации школы по вопросам введения ФГОС общего образования

 методист

4.                 

Предварительный анализ ресурсного обеспечения гимназии на соответствие требованиями ФГОС ООО

Анализ имеющегося ресурсного обеспечения  гимназии  на соответствие требованиям ФГОС ООО

Наличие объективной информации о степени готовности гимназии к ведению ФГОС ООО

Администрация

5.                 

Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивающих введение ФГОС ООО

Работа с нормативно-правовой базой гимназии

Дополнения в документы, регламентирующие деятельность гимназии по внедрению и реализации ФГОС ООО

Директор, методист

6.                 

Подготовка отчетной документации о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Аналитическая деятельность

Наличие отчетности о ходе введения и реализации ФГОС ООО

методист

2. Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО

1.                 

Анализ кадрового обеспечения гимназии на соответствие требованиям ФГОС ООО

Анализ возможностей педагогического коллектива

Наличие объективной информации о соответствии кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО

методист

2.                 

Разработка плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО

Собеседование с руководителями МК, подготовка плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов

Наличие плана методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО

методист

3.                 

Организация изучения педагогами гимназии нормативно-правовых документов ФГОС ОО

Самообразование и обсуждение

Освоение и принятие педагогами гимназии идеологии ФГОС ОО

методист, руководители МК

4.                 

Создание условий  для прохождения курсов повышения квалификации для учителей по вопросам введения ФГОС ОО

Собеседование с педагогами

Составления плана-графика курсовой подготовки

Директор, методист

5.                 

Проведение заседаний педагогического совета по по обсуждению актуальных вопросов введения ФГОС ООО

Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения

Принятие решений об изменениях, которые нужно осуществить  системе образовательного учреждения в связи с введение ФГОС ООО

Директор,  методист  

6.                 

Организация участия педагогов гимназии в проблемных семинарах по введению ФГОС ООО

Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом, обсуждению проблем и поиску их решения

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам введения ФГОС ООО

методист, руководители МК

7.                 

Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ООО 

Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ООО, диспуты, методические игры

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогов

методист, руководители МК

8.                 

Внесение дополнений в индивидуальные планы по самообразованию с целью повышения профессиональной компетентности

Самодиагностика, консультирование

Обновленные индивидуальные планы по самообразованию

Руководители МК

9.                 

Консультирование педагогов гимназии по вопросам введения ФГОС ООО, особенностей системно-деятельностного подхода и др.

Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ООО, диспуты, методические игры, мастер-классы, консультирование

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогов

методист, руководители МК

10.             

Организация посещения уроков учителей 5 классов, реализующих ФГОС ООО учителями основной и старшей школы, с последующим обсуждением

Обсуждение актуальных вопросов внедрения системно-деятельностного подхода в образование, мастер-классы

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ООО

методист, руководители МК

11.             

Посещение уроков учителей старшей школы администрацией совместно с учителями среднего звена

Обсуждение актуальных вопросов внедрения системно-деятельностного подхода в образование, мастер-классы

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ООО

методист, руководители МК

12.             

Рассмотрение актуальных вопросов введения ФГОС ООО на заседаниях МО

Обсуждение актуальных вопросов введения ФГОС ОО, диспуты, методические игры, мастер-классы

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ООО

Руководители МО

13.             

Создание творческих групп учителей по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ООО

Активное профессиональное взаимодействие по решению методических проблем

Ликвидация профессиональных затруднений, повышение профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ООО

методист

14.             

Организация участия педагогов гимназии в конференциях, связанных  с вопросами введения и реализации ФГОС ООО

Активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам введения ФГОС ООО, распространение передового педагогического опыта

методист

15.             

Диагностика кадрового обеспечения гимназии на соответствие требованиям ФГОС ООО

Собеседование с педагогами, анализ работы по данному направлению

Наличие объективной информации о соответствии кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО

методист

3. Методическое сопровождение разработки ООП ООО

1.                 

Знакомство со структурой и требованиями к содержанию основной образовательной программы основного общего образования  

Анализ и обсуждение  примерной основной образовательной программы основного общего образования

Представление педагогов о структуре и требованиях к содержанию ООП ООО гимназии

методист, руководители МК

2.                 

Определение списка УМК и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО

Знакомство с концептуальными положениями УМК, анализ учебников

Представление педагогов об УМК, соответствующих ФГОС ООО

методист

3.                 

Анализ и выбор УМК на следующий учебный год

Анализ предложенных УМК, аргументация выбора

Перечень УМК на следующий учебный год

методист

4.                 

Разработка структуры и определение особенностей  ООП ООО

Работа рабочей группы

Наличие рабочего варианта ООП ООО

методист

5.                 

Определение оптимальной модели интеграции урочной и внеурочной деятельности

Анализ возможностей гимназии для организации внеурочной деятельности, возможностей социального партнерства

Наличие примерного перечня программ внеурочной деятельности, реализуемых в гимназии

 Зам директора по УВР, рабочая группа

6.                 

Распределение планируемых результатов на базовый и повышенный уровни

Анализ  ООП, примерных РП , авторских программ, УМК

Наличие компонента ОПП «Планируемые результаты освоения ООП ООО»

методист, рабочая группа

7.                 

Анализ возможностей и способностей обучающихся 5х классов

Заполнение карты индивидуального развития

Банк данных возможностей и способностей обучающихся 5х классов

  классные руководители

8.                 

Анализ социального запроса родителей (законных представителей) и детей на сопровождение индивидуального развития

Анкетирование, карта индивидуального образовательного маршрута ребенка

Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

 Зам директора по УВР, классный руководитель

9.                 

Разработка и апробация мониторинга сформированности УУД обучающихся

Работа рабочей группы

Наличие мониторинга сформированности УУД обучающихся

методист, руководители МК

10.             

Разработка программы развития УУД

Работа рабочей группы

Наличие программы развития УУД

методист, рабочая группа

11.             

Разработка системы оценки планируемых результатов

Работа рабочей группы

Наличие компонента ООП ООО «Система оценки планируемых результатов»

методист, рабочая группа

12.             

Разработка  и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения

Работа административного совета школы

Наличие учебного плана гимназии на следующий учебный год

Директор, методист

13.             

Разработка программы воспитания и социализации обучающихся образовательного учреждения

Работа рабочей группы

Наличие программы воспитания и социализации обучающихся

Педагог-организатор, рабочая группа

14.             

Разработка  программ внеурочной деятельности

Работа педагогов

Наличие программы внеурочной деятельности

Зам. директора по  ВР, учителя

15.             

Разработка рабочих программ учебных предметов, курсов

Работа педагогов

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов

методист, учителя

16.             

Разработка программы коррекционной работы

Работа рабочей группы

Наличие программы коррекционной работы

Педагог-организатор, соц. педагог

17.             

Сбор ООП ООО и утверждение

Работа рабочей группы

Наличие ООП ООО

Директор, методист

4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО

1.                 

Сбор, систематизация, размещение на официальном сайте школы информации о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Работа рабочей группы

Информированность всех участников образовательного процесса о ходе введения и реализации ФГОС ООО

методист

2.                 

Информирование общественности через сайт гимназии о ходе введения и реализации ФГОС ООО

Работа рабочей группы

Обеспечение условий открытости и доступности информации о ходе изменений в образовательном процессе в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Директор, методист

3.                 

Обеспечение публичной отчетности школы о ходе и результатах введения и реализации ФГОС ООО

Работа административного совета школы

Информированность общественности о ходе и результатах введения и реализации ФГОС ООО

Администрация гимназии